Alex.W поправка принимается (но возможно это не тот случай, я веть в сущности не доказываю кому то что то, я просто задал вопрос и каждый волен на него ответить как велит ему его совесть), но впрочем излагаю:
все мы живем по вполне опредленным правилам и нормам. эти правила и нормы закладываются в нас при воспитании и удерживаются законами государства и общественной этики. все эти правила относительно универсальны и просты. вроде "убивать человека нельзя", или "переходить улицу можно только на зеленый свет светофора" и тд и тп.
но все эти нормы и правила резко перестают действовать (или действуют неверно{в часности законы}, по моей логике
о чем смотри ниже) когда дело доходит до убийства людей.
во-первых начнем с законов. в коституции сказано, что человеческая жизнь имеет наивысшую ценность, те (по логике) возместить ущерб в случае гибели человека невозможно. По той же логике человек забравший жизнь другого человека должен отдать вместо нее свою. Но как это сделать? У нас это делается просто - лишение свободы. Вот убил человек отца семьи (лешил ее средств к существованию), сел в тюрью (на шею той же семье, веть за тюрьмы расплачиваются из налогов честных граждан), отсидел N лет нахаляву и вышел. При этом считается, что он расплатился по своим долгам и чист перед законом. Замечательные законы: убил-сел-вышел-убил-сел... С другой стороны, введение за смерть смертной казни в качестве наказания, так же будет противоречить логике конституции и здравого смысла. Раз человеческая жизнь является наивысшей ценностью государства логично ли будет в случае смерти одного из жителей убивать еще и второго (тем самым лишая государства двух жителей, каждый из которых бесценен)?
примеров можно привести массу, но и по этим двум мы видим что законы мягко говоря не сдерживают людей в рамках "первой заповеди", и в общемто не запрещают убийство
, в сущности своей они лишь устанавливают наказание которое последует за совершением этого преступления. как видно из примеров у нас одна из крайних позиций по поводу наказания за убийство. это не правильно. мне видится что истина в этом вопросе где то по середине между двумя крайностями "убивать-неубивать".
во-вторых моральные устои. спросите любого, можно ли убивать человека. и любой (если он нормальный человек) ответит вам что нельзя. и будет прав. но поставьте его в ситуацию выбора (не выбора убить не убить, а выбора убить или потерять) и человек встанет в моральный тупик. наши моральные устои относятся лишь к "хорошим" людям в "хорошых" условиях. мы не знаем как нам действовать в приведенных выше вопросах. конечно эти вопросы весьма обстрактны и утрированны, но в целом они как раз и характеризуют моральные тупики. В которых наша логика "убивать нельзя" не работает. И у нас нет никакой замены для нее. В этих условиях мы остаемся один на один с обстоятельствами и часто принимаем неверные решения. Каждый начинает действовать по велению своей совести.
по этой части так же можно привести массу примеров, но хватит и тех сто уже есть выше. ответте на них и просто напишите обоснования своих действий. уверен что не найдется двух похожих ответов и обоснований (в силу конечно малого числа читателей). но опять таки видно что и моральные устои не держат людей в рамках "первой заповеди".
в-третьих про саму ценность. жизнь отпетого уголовника убившего несколько человек имеет одинаковую ценноть с жизнь военно-полеевого хирурга спасшего сотни жизней? по нашим законам и нашей морали - да. замечательно не правда ли? жизнь бомжа из подворотни у которого интелект на уровне дворого пса, и жизнь профессора мгу - да. и тд и тп. я не стану углублятся в теорию сильного человека, там тоже все до маразма доходит. но на простом бытовом уровне моей логике это кажется не верным. и жизнь это доказывает. есл у вас будет шанс спасти только одного человека, кого вы выберете? бомжа в стельку пьяного или профессора мгу? маленького ребенка или подостка-наркомана? и тд и тп. все это очевидно. и вы будете правы. никто вас не осудит. мы ценимся по разному. как бы это ни вуалировалось, не ставилось за какие-то условности - это так. и это правильно.
так вот с чего все началось?
убивать людей плохо? плохо. а почему? и дальше мы углубились в примеры, причем каждый приводил свои, подтверждающие его точку зрения.
но в общем подытожим. мораль никак в сущности не регламентирует убийство человека. закон в сущности не запрещает. совесть в сущности тоже находит оправдания убийству. из чего я делаю вывод, что убивать людей можно. что и доказывается историей.
так зачем в нас с рождения закладываются заведомо неправильные нормы? не лучше ли...вот кстаи то что можно сделать ето уже выходит за рамки, но это тоже можно обсудить
2. на библию ссылаться очень модно, но не модно ее читать... Убийство (в т.ч.) животных грешно для развлечения... а чисто на ужин по одному мамонту в одни руки разрешено.
Если б все было так просто, Барт, если б все было так просто... (с) The Simpsons
ничего про развлечения в библии не говорится, как и про мамонтов
Убивать по библии можно, а в некоторых местах даже и нужно (признаюсь я человек не верующий и всю библию целиком не читал, но кое-что то что мне нужно нашел и прочел
). Но достаточно вспомнить священные войны, крестовые походы и убийства неверных с инквизицией и этого уже будет достаточно.
вообщем надеюсь я все изложил достаточно понятно )
Можно подвести осла к реке. Но нельзя заставить его напиться, если он не испытывает жажды.