Вадим Ф. Лурье
"Святые письма" как явление традиционного фольклора
Редко кто в России (да и за ее пределами) не обнаруживал в почтовых ящиках рукописных "Святых писем" или, по крайне мере, не слышал о них.Реакция на них у людей разная: одни выбрасывают анонимные послания не читая, другие старательно исполняют все содержащиеся в них указания.Современные исследователи оставляют это явление без внимания, а оно интересно и в фольклорном, и в социально-психологическом аспекте...(1).
"Письма" можно считать специфическим жанром письменного фольклора.Одновременно - памятником истории культуры, коренящимся в традиции, и фактом современной массовой духовной культуры.Это бытующий письменной миф, распространители которого (переписчики) - кто активно, кто пассивно - живут в нем.Думается, на него уместно взглянуть с позиций культурной антропологии, которая реконструирует картины мира, типичные для различных человеческих общностей.
Но прежде коснемся структуры современного "Святого письма".В произведениях рассматриваемого жанра можно выделить следующие составные элементы: 1.название; 2.молитва-заклинание; 3.легенда о происхождении и обретении "Святого письма"; 4.тезис (и доказательство его) о сверхъестественной силе текста; 5.требование переписать и разослать письмо в определенный срок; 6.обещание удачи за своевременную отправку копий и кары, если письмо откажутся распространять дальше.
В вариантах структура письма остается неизменной или меняется несущественно. Действие письма, как утверждается в текстах, фатально, от него можно получить конкретную материальную выгоду.Собственно, все сводится к элементу второму (молитва-заклинание), все же остальное - его обрамление (2).
Особая форма подобных посланий имеет заголовок "Письмо - счастье".Оно рождает и распространяет слухи и мифы, утверждая свою - и вместе с тем высшую - силу и подчиненность человека этим силам.Не исключено, что некоторые из новых переписчиков вносят в текст то, что они слышали или читали в подобных "письмах" - то есть здесь действует закон мифотворчества по аналогии.Существенную роль, однако, играют и ошибки, связанные с неправильным прочтением неразборчивых мест.(Наиболее типичные и заметные искажения - это ошибки в именах, датах, цифрах и т.д., например Артур Новал Далинь - вместо Артур Конан Дойль, "3" вместо "9", "7" вместо "4").
Смысл и цели "Письма-счастья" в главном сходны со "Святым письмом" - попытка помощи себе и близким, нуждающимся в поддержке и надежде.
Но если первое письмо искренне религиозно, то второе связывает свою силу с мистикой и оккультизмом."Спасение души", "святость" заменяются простым "счастьем".
"Святое письмо" - молитва, но одновременно и проповедь."Проповедность" его проявляется в разных редакциях различно, в одних - усилена, в других - едва намечена.Форма "Святого письма" используется и для настоящей проповеди, рассылаемой наряду с "письмами".Авторы проповедей - современные миссионеры, стремящиеся влиять на среду язычников-атеистов.Те, кто проникается их идеями, также встают на путь распространения "Божьего слова" (3).
Кроме выделенных, можно упомянуть и о "языческом" типе "писем".Последние, начинаясь словами "эта игра принесет вам счастье!" для убедительности уверяют адресата в древности текста, его общеизвестности и безусловной достоверности.Однако за преамбулой следует достаточно прозаическое материальное предложение послать по указанному ниже адресу 5 (или 10) рублей, с тем, якобы, чтобы через некоторое время, послав еще несколько писем аналогичного содержания со своим адресом, получить со своих корреспондентов 50 (5, 10) рублей.Те, в свою очередь, пошлют письма дальше - и так практически все участники игры будто бы тоже получат прибыль...(4).Фигурируют в "письмах" и иные варианты быстрого обогащения.
Но вернемся к "Святым письмам", известным в научной литературе также под названием "небесных посланий".
История жанра уходит в прошлое Востока и Европы, "Еще и теперь этот стих ("небесное послание" - В.Л.) остается во многих отношениях загадочным, особенно в отношении происхождения, источников и среды, его создавшей" (5), писал М.Беляев, изучавший дохристианскую историю "небесных посланий".Однако он сумел выделить три наиболее вероятных источника их происхождения: I) греческая философия; 2) древние восточные религиозные представления и религиозные книги (ассиро-вавилонские, египетские), содержавшие, в свою очередь, рассказы о небесных книгах и сказания о богах; 3) иудейская апокалиптика, развивавшаяся под влиянием несбывшихся надежд на освобождение.Основной источник - книга Еноха, донесшая древнейший апокриф.Говоря о "листах небесных" времен первохристианства, Беляев замечает, что "христианские предания продолжали предания еврейские, причем известный элемент приходил сюда и от греческой философии" (6).
Истории "посланий" в христианскую эпоху посвятил статью "Эпистолия" о неделе" А.Н.Веселовский, из которой нельзя не привести некоторые существенные для нашей темы факты.
Древнейшее упоминание о "посланиях", своего рода предвестия будущих безымянных писем, весьма отдалившихся от архаических "эпистолий", относится к 584г., когда "карфагенский епископ Лициниан упрекал другого епископа в излишней доверчивости к отреченному письму" (7).Достаточно частые упоминания "посланий" ("отреченных писем") встречаются по всей Европе, в том числе и славянской ее части.
"Послания" имели характер проповеди, в большинстве из них настойчиво звучал один и тот же мотив: людей убеждали праздновать воскресенье, а не другой день недели, и не занимать его обыденными трудами, а посвящать Богу.
"Введение воскресенья, как нового христианского праздника, не исключало для первых веков христианства чествования субботы.В апостольских постановлениях говорится от имени Петра и Павла, что люди должны делать 5 дней в неделю и отдаваться покою в субботу в память 7-го дня творения, а в воскресенье - в память воскресения Христова" (8).
Впрочем, через некоторое время праздновать субботу запрещают.Ее строгий обиход переносится на воскресенье.
Церковные постановления подкрепляются в некоторых странах эдиктами светской власти.Например, по законам короля Ины (689 г.) было разрешено рабу работать по воскресеньям, если принуждал его к тому хозяин, но сам хозяин подвергался пене в 30 фунтов; свободный человек в таком случае лишался свободы" (9).
Священство выступало за то же, за что ратовали "письма": за празднование, причем осознанное, воскресенья.Одновременно оно выступало против культа пятницы.На Руси распространению этого культа способствовала популярная в народе святая Параскева Пятница, в житии которой говорилось, что родители ее чтили пятницу, и дочь свою назвали в ее честь (по гречески).Образ Пятницы, модифицируясь, сохранился в России вплоть до ХIХв.: "в настоящее время Пятница в представлении народа не святая, а какое-то особое существо: простоволосая, в грязном одеянии женщина, которая ходит по дворам и наблюдает, чтобы бабы не работали по пятницам" (10).Следовательно, и в ХIХ веке была необходимость напоминать людям о дне воскресном.И Недиля (воскресенье) ходила, показывая "скрытое под вуалью лицо, изрытое глубокими язвами, поясняя, что это раны, нанесенные ей людьми не почитающими ее, работающими, пьянствующими и бесчинствующими в день, ей посвященный" (11).Аналогично в западноевропейских сказках Берта обходит дома в дни, посвященные ее чествованию и наказывает тех, кто работает (12).
"Небесное послание" или "Эпистолия о неделе" рано стало известно на Руси и было одним из самых популярных апокрифов, оказавшим, к тому же, влияние на народную словесность" (13).На Руси его осуждала церковь.
"Эпистолия" часто сопровождалась "ложной молитвой": начинаясь по образцу церковной, молитва переходила в заговор или заклятье (14).Не то ли самое наблюдается в современных "святых письмах?"."Эпистолия" в народе бытовала и распространялась различно.Исходя из обнаруженного материала, можно выделить следующие ее типы в русской культуре:
I.Сказание, поющееся или рассказываемое.
II.Письменный текст, имеющий функцию и форму спасительной молитвы-оберега.Входит и в устную традицию.Сохранялся в крестьянских тетрадках (15).Его брали с собой на охоту, в дорогу, носили беременные для облегчения родов.
III.Письменный текст, распространившийся среди городских жителей.Он наиболее близок к современному "Святому письму".
Чаще всего в легенде об обретении письма говорится об упавшем с неба камне.После прочитанных над ним молитв он раскрывается, и в нем находят послание Иисуса Христа, писаное "собственной рукою его золотыми буквами на еврейском языке" (16).Иногда о происхождении письма не упоминается, об одном же из писем сказано так: "письмо сие найдено семилетним мальчиком сиротою, который до того ничего не говорил" (17).Этот мотив присутствует и сегодня в большинстве современных "писем": там говорится, что его (письмо) находит семилетний (реже - двенадцатилетний) мальчик, который был болен и выздоровел после переписывания письма.И само письмо сократилось в современной редакции до зачина (молитвенного обращения).Переписывая "Святое письмо", в древней Руси человек как бы молился, прославлял Бога, и тем, возможно, сознательно или нет, - облегчал свою душу.Это вполне вероятно, ведь в древнерусской культуре "литература - священнодействие.Читатель был в каком-то отношении и молящимся.Он предстоял произведению, как иконе, испытывая чувство благоговения.Оттенок этого благоговения сохранялся даже тогда, когда произведение было светским" (18).Эти слова, разумеется, нельзя распространять на современность, но они могут быть в известной мере справедливыми по отношению к переписчикам "Святых писем".Задача посланий была конкретна. Приучить праздновать воскресенье - то есть соблюдать христианский обычай, нередко нарушаемый, а также отучить от некоторых привычек, занятий, считаемых наследием язычества (19).Ту же роль играли произведения русской нравоучительной литературы, исходившие от пастырей церкви: "Слово о неделе блаженного Евсевия архиепископа", "Слово святого отца Иакова о дни святыя недели"."Слово о неделе Иакова, брата Господня, епископа Иерусалимского" и другие.
В XV-XVI веках "ревнители благочестия" сочиняли и распространяли свои с той же целью созданные произведения "в духе Номоканона и на основании его...так называемые худые номоканунцы.Таковы, например, постановления против употребляющих чай, кофе, табак" (20).О том же речь шла в одном из многочисленных вариантов "послания" - "Свитке Иерусалимского знамения" (21): "чтобы люди на гармонике бы не играли, не кружились бы, чаю, кофию не пили бы, а то я им наказание пошлю".
Мотив наказания, угрозы конца света - кары за грехи человечества, буквально преследовали человека в подобных "посланиях Иисуса Христа"."А еще бы за вас грешных и окаянных не просила бы возлюбленная мати моя, то давно бы я вас убил и голодной смертию вы померли бы за вашу матерную брань и злое дело.Но я на вас потерплю для Пречистой Матери моея" (23): "Побужу короля на короля, место на место, пана на пана, один на другого, отца на сына, брата на брата, дщерь на матерь свою, невестку на свекруху свою, и кровополитие будет и ненависть меж вами будет, а если и по том каранию не покаетися...то препущу на вас птахи черные, сромливые, которые прилетаючи будут вас кусать, же и един из вас скрывается, и от сих птахов злое поветрие начнется, а гды не покаетесь, еще буду вас карать голодом, и нетерпеливым мором, и блискавицею, и градом огненным и иными карностями..." (23).
В качестве "обратной связи" интересен факт послания письма Богу или какому-либо святому, встречающийся в фольклоре и в жизни: например, случай "послания каменец-подольскими евреями письма Богу через посредство покойника, с просьбой об избавлении их от холеры" (24).Возможность общения с Богом посредством писем отражена и в еврейском фольклоре (анекдот о Герше Острополере (Проделки хитрецов).Разумеется, раз с Богом можно общаться посредством молитвы - следовательно, общение возможно и в письменном виде.
Как видно из новейших текстов " Святых писем", древняя традиция обещания кары, угроза страшных проклятий, в рассматриваемом жанре письменного фольклора дошла до наших дней.Изменилось общее содержание "писем" (хотя, по воспоминаниям пожилых людей, еще в 1930-40 гг.списки посланий напоминали о необходимости праздновать воскресенье (25).Незыблемым осталось их главное назначение: "внушать людям страх Божий" (26).
Перейдя в устную, "низовую", традицию, "эпистолия о неделе" серьезно изменилась, в том числе этически и эстетически, не утратив за века своего существования структурного "механизма" текста.Народные духовные стихи, в основе которых лежит "эпистолия", имеют несколько иную этическую направленность.Это - как бы народный катехизис.В них чаще звучит не угроза, а укор неправедным, и обещает Христос нередко не "счастье и прибыток", а полное отпущение грехов перед смертью.Создается впечатление, что народная вера, выраженная в духовных стихах, гораздо терпимее и добрее, ближе к идее христианского милосердия, чем та, которая создает тексты письменных посланий.
В старых списках "Святых писем" выделяются как бы два мифа: первый и главный - о послании Бога-Сына людям, явлении слов Господа.И второй - о волшебной силе его слов, переписанных человеком.В силу написанных верят так же, как и в силу произнесенных в молитве.Это для верующих - реальность.Разговор же Иисуса Христа от первого лица - Откровение, способное поразить воображение (ср.Откровение Иоанна).В письмах современных первенство отдается мифу о волшебной силе текста.И про них можно сказать то же, что и о рецепте средневекового мастера, получавшего золото из пепла василиска: "...при толковании рецепта совершенно не обязательно делать выбор между версиями.Ведь автор рецепта (насколько можно вообще говорить об индивидуальном авторстве) не сочинял его, читая или слушая конкретное повествование.Он жил в мифе" (27).В каком же мифе живут переписчики "Святых писем"? В убеждении, что от страха кары за неповиновение, от ощущения себя рабом можно прийти к любви, стать истинно верующим и милосердным.Тот, кто пишет письмо, и жертва, заложник письма, и палач, готовящий жестокую участь другим.За это и не приемлет современная Православная церковь подобные письма.
Напомним в этой связи мысль историка Церкви протоиерея Георгия Флоровского: "Бог был для Толстого не столько Отец, сколько Хозяин, и человек работник у него.Это шаг назад, возврат от сыновства к рабству" (28).Нет смысла искать конкретные секты и религиозные течения, исповедующие идеологию "писем" и распространяющие их.Достаточно обозначить психологические контуры мифа "Святых писем": нет - свободе, любви, состраданию."Сострадание - все христианство" (29), утверждал Достоевский, который "веровал от любви, не от страха.В этом он так не похож ни на Гоголя, ни на Конст.Леонтьева, одинаково стесненных в их духовном опыте каким-то нерасходящимся испугом, почти отчаянием..." (30).
Свободы не обнаружить и в "Письме-счастья".Обращенное к "братьям и сестрам", оно заканчивается угрозой.Люди несвободны.Призывая к Вере, Надежде, Любви (главным христианским добродетелям), к Счастью - благодетели людей грозятся смертью, болезнью, уничтожением человеческого рода.Иисус Христос в таких посланиях напоминает Иисуса евангелия от Фомы, который умервщляет детей - своих сверстников и превращает их в свиней.Не похоже это на Христа, сказавшего: "Не судите, да не судимы будете; Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам мерить" (Матф., 7,1-2).И не похожи переписчики писем на людей, исповедующих эту заповедь.
Ожидание конца света, периодически потрясающие русское общество на протяжении многих веков религиозные кризисы поддерживали существование "святых писем" прежде, поддерживают их и сегодня.Работает не только феномен "конца века" - кончается тысячелетие.В катастрофе же Чеpнобыля видят именно ту "траву полынь" (чернобыльник), о которой сказано в Откровении св.Иоанна.Встречается даже мысль, что конец света уже произошел или происходит...К тому же в обществе усиливается стремление к религиозному (духовному) возрождению, и бытование "Святых писем" в наши дни вовсе не кажется случайным.А публицисты отмечали тот факт, что религиозное возрождение не раз уже принимало формы принуждения...
"Ментальности изменяются чрезвычайно медленно" (31), свидетельствуют современные исследователи Средневековья.Эволюция "Святых писем" и их переписчиков - диктаторов и жертв в течении почти двух тысячелетий - тому подтверждение."Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего" (Матф., 5,43) - мораль древнейшая, и человечество сделало огромный шаг вперед к идее христианских заповедей.Но исполнять их сложнее, чем следовать этике "око за око".Сознает это и современная Церковь: "христианский нравственный закон не веление, а призыв, несовместимый ни с принуждением, ни со ссылкой на авторитет.Это закон свободы и закон любви, это мораль принципов, а не мораль принуждения" (32).
В нашей цивилизации уже несколько поколений живет не так, как жили их родители - меняются внешние условия, меняются и сами люди.Но большинство традиционных жанров устного и письменного фольклора не исчезли в современном мире, а обрели новую форму.Обнаружить традицию - одна из главных задач исследователя современного фольклора.
Тексты
I."Святое письмо".
Святое письмо.Слава Богу, святому Духу.Святой Богородице! Аминь.Двенадцатилетний мальчик был болен.На берегу реки он встретил Бога.Бог дал ему святое письмо и сказал: "Перепиши его 12 раз".Мальчик сделал это и выздоровел.Одна семья переписала письмо и получила большое счастье.Другая порвала и получила горе.Перепишите письмо 22 раза и через 30 дней вы получите большое счастье.Это проверено.Если вы не перепишите его в течении трех недель, то получите большое горе и неизлечимую болезнь.Это тоже проверено.Это письмо обошло весь свет, переписка началась с 1936г.Обратите внимание через 36 дней.
(Ленинград, 1990)
2."Письмо - счастье".
Это письмо принесет вам счастье! Подлинник письма находится в Голландии.Оно начато в 1855 г.за это время оно обошло вокруг света 800 раз, но с одним условием - письмо надо отправлять дальше.Счастье придет к вам и не надо никаких денег - ведь счастье не купишь.Отправьте письмо тому, кто нуждается в счастье, или вручите его родственникам, друзьям, знакомым.С ответом не задерживайтесь, отправьте 20 экземпляров в течении 96 часов и ждите, что будет на 4-й день после отправки.Если даже вы не верите в колдовство, вы убедитесь, что счастье пришло к вам.К.Дойль получил письмо и поручил секретарю размножить его - он выиграл 2 млн., служитель Берг получил письмо и забыл о нем - через несколько дней он потерял работу; барон фон Виллингольд получил письмо и разорвал его - он попал в катастрофу.Письмо не рвите ни в коем случае, отнеситесь к нему серьезно.
(Ленинград, 1989).
3.Письмо - проповедь.
Братья и сестры! Безверие опустошает наши души и ведет к общей погибели, ибо в пустой душе рождается зло, а зло способно только к разрушению.Тяжкие испытания ожидают нас, если не обретем опоры и веры.Поверьте в бессмертие наших душ, и пусть эта вера объединит нас и даст опору и надежду.Свой путь мы не пройдем дважды, а все содеянное нами останется в бессмертной душе нашей.Будьте честны перед зеркалом души своей, когда взвешиваете дела свои на весах добра и зла, и завтра уменьшится Зло, а Добро возрастет.Не творите Зла в душах ваших, отверните души ваши от Зла и не потворствуйте Злу, и в мире иссякнет Зло, а Добро приумножится.Только доброта и красота наших душ могут спасти нас и этот мир.Пусть же каждый из нас построит в душе своей храм, а в храме обретет Бога, и да поможет ему Бог! Прочитавший это письмо свободен в выборе.Он может посмеяться над письмом, обругать или порвать его и остаться прозябать в своем безверии, ибо можно существовать и без веры, подобно животному.Он может передать другим свое стремление к единению и спасению, для чего в течение 36 дней переписать письмо 72 раза и разослать разным людям.Он может просто передать его другому, не совершая ни злых, ни добрых усилий.Каждому воздастся по словам его и делам, и после 36 дней, отпускаемых для размышления, каждый почувствует ответ.
(Ленинград, 1990).
Тексты 1930-х гг.
4."Сейчас очень модны всякого рода чудеса у поповской братии.За последнее время что-то богородицы и святые им много писать стали, или лично являться.Нам прислано из Самарского округа.Письмо это, как пишет товарищ, его переславший, зачитывалось попом в церкви в присутствии большого количества слушателей...."Было видение двум юношам, которые пасли скот" (12 и 14 лет,-В.Л.) "На небе заметили розовое облако красноватого цвета...Потом три раза молния показалась.От этой молнии показался столб.От столба сделался крест, от креста отделился человек".Он "стоял в воздухе".На теле - раны.Вокруг него появилось много ангелов.Христос сказал: их прославит до 7 колена, неверующих погубит"."Безбожник", 1930, N1, с.7 М.Шеин."По письмам верующих".
5.В Великокняжеской станице Северного Кавказа кулаками распространялось "письмо Апостола Павла", в котором говорилось: "Коммунисты - бумажная беднота, не голосуйте за них.Выбирайте в советы честных, хороших хозяев, а не лодырей"."Безбожник", 1931 N3 с.6 "Вскроем вредительство кулацко-поповской своры" (В.Мащенко).
6."Аз, б<огороди>-ца, реку - Не ходи в колхоз, к большевику".Это "Письмо от святой Богородицы", опубликованный так же в журнале "Безбожник" (1930 г.N 19).