итак дорогие мои, диплом сделан и сшит. во вторник защита. как и обещала делаю полный отчет по проведенному исследованию. вы вправе соглашаться и нет, но я предоставляю факты, которые получила в ходе своего исследования. Ну что ж, начнем.
Тема диплома звучит как "Роль отца-одиночки на становление полоролевой идентичности ребенка".
Объектом изучения выступает роль отца в становлении личности ребенка
Предметом выступает роль отца-одиночки в становление полоролевой идентичности ребенка.
Основная цель нашей работы - исследовать влияние отца-одиночки на становление полоролевой идентичности ребенка.
Основная гипотеза исследования состоит в следующем предположении: Особенности взаимоотношений отца и ребенка играют важную роль в его социализации и становление полоролевой идентичности, при этом воспитание ребенка молодым отцом-одиночкой будет иметь свои особенности, отличающие его от материнского воспитания
нами была разработана и внедрена методика изучения роли молодого отца-одиночки в становлении полоролевой идентичности ребенка. Задачами в рамках нашего исследования выступили: выявление стиля воспитания отцами-одиночками своих детей обоих полов, определение отношения отцов к детям, выявление сформированности адекватной полоролевой идентичности детей. Для осуществления поставленных задач нами использовались следующие методы: контент-анализ, трансактный анализ Берна, опросник родительских отношений Варгина-Столина, методика межличностных отношений Т.Лири и методика исследования детского самосознания Белопольской.
Эти методики позволили с высокой степенью достоверности выявить стиль воспитания молодыми отцами-одиночками своих детей, а также определить сформированность полоролевой идентичности у детей обоих полов, воспитывающихся отцами-одиночками.
Выборка составила 34 отца и 52 ребенка.
В результате проведенного нами исследования на тему «Роль молодого отца-одиночки в становление полоролевой идентичности ребенка» можно сформулировать следующие выводы:
1. мужчины сознательно идут на воспитание детей в одиночку, при этом 30% отцов воспитывают более одного ребенка разного пола и возраста.
2. практически все отцы-одиночки имеют высшее образование и работают на нескольких работах.
3. в 90% случаях, в семье присутствовали женщины, помогающие в воспитании детей, в основном это были матери наших отцов-одиночек.
4. стиль отношения к ребенку у современных молодых отцов - одиночек определен как «Взрослый - Взрослый», у отцов-одиночек, воспитывающих детей в «советский период», стиль отношений определен, как «Родитель - Ребенок», что в свою очередь определило стиль воспитания детей, как мужской и женский соответственно.
5. Полоролевая идентичность детей сформирована адекватно, как показали результаты исследования, у девушек она феминная, у мальчиков – маскулинная, у детей подросткового возраста обоих полов – андрогинная.
6. Ожидания отцов, вследствие, воспитания получить у детей формирование следующих качеств, как самостоятельность, дружелюбие, образованность и желание создать семью, оправдались.
Таким образом, гипотеза нашего исследования, состоящая в предположении, что особенности взаимоотношений отца и ребенка играют важную роль в его социализации и становлении полоролевой идентичности, при этом воспитание ребенка молодым отцом-одиночкой будет иметь свои особенности, отличающие его от материнского воспитания, подтвердилась.
В процессе исследования гипотеза нашего исследования о том, что воспитание детей молодыми отцами-одиночками имеет свою специфику, подтвердилась. У детей, воспитанных молодыми отцами-одиночками, полоролевая идентичность сформирована адекватно, согласно их возрасту и полу. У мальчиков черты личности и поведенческие проявления маскулинные, у девочек - феминные, а у подростков обоих полов – андрогинные, что можно объяснить очередным возрастным кризисом и современными общественными тенденциями.
Так же нами было выявлено, что то или иное отношение к детям и стиль воспитания как таковой коррелирует с уровнем образования отцов-одиночек, степенью ответственности за возложенные на себя обязательства, и возрастом отцов, а также с культурно-историческими изменениями, происходящими в обществе.
конечно можно было сделать исследование еще более полным, но в рамки этого дипломного исследования оно не вошло бы, оставим для диссертации)
вообщем выводы я предоставла, огромное еще раз спасибо всем, кто откликнулся и помог мне в моей работе! надеюсь теперь удачно защититься!