Центральное место в каждой религии занимает миф. В условиях когда отсутсвовали иные механизмы удержания, хранния и передачи коллективного опыта, единственным способом коммуникации были ритуал и миф. Религия придает мифу нравственную окраску. Например, 10 заповедей Моисея, в том числе "Не убивай", свидтельствуют не только о том, что сознание способно определить и классифицировать вещи и действия по двум противовположным и исключающим друг друга характеристикам, но и о том, что
формируется нравственный идеал.
В библейском мифе о грехопадении Бог не обладает персональным существованием. Богвначале мыслится как сила,влияющая на ход какого-то частного события, о котором не думают до наступления следующего события. Бог авторитарен, он требует абсолютного
повиновения, подчинения и выполнения всех его заветов. Тот, кто будет выполнять все заповеди, "будет процветатьи потомки его, на тысячу колен будут процветать", если же не чтить Бога, то сам "будешь проклят и потомки твои до седьмого колена будут прокляты" или уничтожены в назидание другим. Примером тому может служить исход иудеев из Египта к новой свободной жизни на протяжении сорока лет, за которые умерли все евреи, рожденные в рабстве. Когда Моисей привел народ к Синайской горе, Бог призвал его на гору. Вернувшись, он принес скрижали - доски каменные, на
которых выбиты были законы, Богом данные. Люди жили по этим заповедям до тех пор пока не захотели узнать имя Бога и отправили Моисея на гору Синай. Долго не было Моисея и все решили что он умер. Собрали они все золотые украшения и отлили золотого тельца. Стали они ему поклоняться и плясать вокруг него. В это время
вернулся Моисей. Когда он все это увидел, то сломал скрижали призывая Бога, чтобы он остановил их. Бог услышал его и прошелся огнем по лагерю, уничтожив всех. Этот пример не единственный. Адам и Ева были наказаны за ослушание, съев яблоко с древапознания добра и зла. Их изгнали из рая, лишили бессмертия, они были обречены на тяжелое существование. Кроме призыва к послушанию этот миф скрывает еще один смысл.
Первые слова Библии: "В начале сотворил Бог небо и землю" для многих людей, воспринимающих идею о божественном происхождении мира представляется одним из наиболее логичных утвреждений на человеческом языке. Но человеку свойственно любопытство, желание знать больше чем есть на самом деле. В мифе о грехопадении
жену Адама соблазняет не змей, а разум: "Змей был хитрее всех зверей". Змей выступает символом разума,как разум. Когда змей спрашивает у Евы: "подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?" Ева отвечает ему: "плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое посред не ешьт их не прикасайтесь к
ним, ибо в тот день, когда вы вкусите их смертию умрете". "Нет, -говорит разум,-не умрете, но в день когда вкусите вы их, станете как боги, знающие добро и зло". Доводы разума убеждают жену Адама, и она ест сама плод с дерева познания добра и зла и дает есть его мужу. Тут у них открываются глаза: " и увидели они, что наги".
Нагота это уж нехорошо, подсказывает им разум, они шьют себе одежду из листьев. Боясь гнева Бога, они прячутся в кустах. До того как они съели плод они не думают о том что Бог может разгневаться. Разум подсказывает что лучше спрятаться дабы не попало за то, что ослушались. Когда Бог отвлекается от своих дел и не находит ни
Адама ни его жены он спрашивает: "Где ты?" На что Адам ему отвечает: "голос Твой услышал я в раю, и убоялся, потому что наг я, и скрылся". "Кто сазал тебе что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил теб есть?"-спрашиваетего Бог. Адам отвечает: "жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел". Бог спрашивает жену: "что ты это сделала?" На что она отвечает: "змей обольстил меня, и я ела". За то, что змей соблазнил жену, Бог наказывает его - тперь змей будет ходить на чреве, т.е. ползать на животе, "будешь есть прах во все дни жизни твоей". Жене сказал: "умножая умножу скорбь твою в беременности твоей;в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой". Адам в поте лица трудиться, чтобы есть хлеб, пока не умрет и не возвратится в прах, "ибо прах ты и в прах возвратишься".
Человек узнал что такое добро и зло, как Бог. А пока разум не начал искушать съесть плод дерева жизни и обрести вечную жизнь, Бог выгоняет Адама и Еву из сада "и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч
обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Человек поддается соблазну разума всегда,он обречен думать о днезавтрашне, о томчто будет есть завтра,во что ему одеться, но самое главное - тперь он знает что он смертен и рано или поздно умрет. Это знание ложится тяжким бременем, грузом, который он обреен нести до конца жизни. Человекуже н может как и раньше беззаботно жить и наслаждаться жизнью, он желает знать когда умрет, чтобы успеть продлить свою жизнь. В своем желании знать человек изучил и измерил почти все, кроме нескольких вопросов: что такое смерть, есть ли жизнь после смерти, что такое душа, есть ли она вообще у человека. Его знание здесь ограничивается, становится
"технологическим". Человек с помощью техники хочет постичь все. "Технологическая мысль разрушает самое главное в человеке: ему начинает азаться что угрозы нет в случае когда он полностью контролирует мир. Но ведь сама душа человека не "технологична". Душа - это то, что болит когда все тело здорово. Человек пытается
сделать "технологической" и религию, но она не может быть измерена техникой.Человек не может смириться с тем что есть области, где кончается знание и начинаются тайны, что не все зависит от нас, и есть нечто неустранимое. Но человек не может принять того, что не все контролирует, его влияние ограничено и еще больше пытается технологизировать то, что не конролирует. Он не может принять
смертность, достпность страданиям. Эти "проблемы"нельзя решить в ходе "культурного прогресса", каки нельза ставить прогресс слишком высоко.
Граница знания очень тонка, и человек постояннопереходит ее, на этой тонкой границе человеку суждено жить, желая и стараясь чтобы она исчезла совсем. только так он сможет знать есть ли жизнь послесмерти, что есть смерть.
Таким образом получается замкнутый круг: человеку чтобы жить спокойно, надо знатьвсе, но знать все он не может и это вызывает у него еще большее беспокойство, тревогу, еще больше тяготеет над ним. "Будет день и будет вам хлеб насущный",- такговорил Христос. Он призывает не думать о завтрашнем дне. "Будьте как дети", т.е.
живите сегодня и сейчас, радуйтесь тому, что живете, Господь сам позаботится чтобы был хлеб, крыша над головой, одежда. Маленькие дети живут, играют, веселятся, радуются, они еще не знают что умрут, они как животные, которые не испытывают соблазна разума и живут радуются. Кошка спокойно играет, потому что не знает что смертна, ее не беспокоит, что она будет есть сегодня, завтра, есть ли жизнь после
смерти,она не отягощена тем знанием что и человек.
Разум постоянно подвергает человека искушению, соблазну и приводит такие доводы в свою пользу, что человеку трудно остановиться перед этим соблазном и привести весомые контраргументы. Например, нет таких доводов, которые убедят что нельзя убивать, красть, обманывать, прелюбодействовать. Я убью, ну и что такого? Здесь некоторые возразят: "совесть ведь замучает". Появлятся такая категория как совесть.Раскольников убил старуху растовщицу оправдываясь тем что мопожет Сонечке Мармеладовой, оплатит учебу. Он считал что эти деньги старухе не нужны, но нужны
другим, а добрые дела смоют кровь убитой старухи с его рук. В дальнейшем он пытается привести доводы что он поступил правильно, но совесть одерживает верх над его разумом. Совесть выступает ограничителем разума, который может позволить себе все.
Во всех верованиях, будь то религия, культ существуют разные запреты, табу, ограничения на какие-то действия. Все они различны и зависят от времени, традиций, уровня развития, но, несмотря на это у всех есть одни общие запреты: нельзя убивать, красть,прелюбодействовать. У христиан такой запрет впервые накладывает Бог, запретив есть с дерева познания добра и зла, дерева жизни. Этот запрет был нарушен Адамом и его женой. Поэтому Моисей приносит новые запреты - 10 заповедей. "Соблазн, неверие - от диавола. Не боритесь с этим врагом, а пренебрегайте им.
Скажите ему: "Спокойно! Не соизволяю!" - митрополит Вениамин. С помыслом действительно не спорят - его изгоняют. Адам спрятавшись от от Бога положил начало атеизму, но атеизму практическому. "Уйди, Ты нам мешаешь" - нам хотелосьувидать Бога, но в его присутствии не хотелось жить. Разум соблазняет человека отазаться от Бога - поверю в тебя тогда, когда увижу, измерю твое существование.
Такая позиция позволяет жить спокойно,ине думая о наказании за свои деяния.
В своем стремлении знать свое будущее человек е замечает или не желает замечать того, к чему может привести его разум. Он знает что такое добро, что такое зло, но ему этого мало. Чедовек желает постичь тайны мироздания, он хочет уподобиться Богу, сотворит себе подобного. Уже клонировали животных, у человека это получилось.
Как и Раскольников чловек оправдывается тем, что делает это во благо человечества: вырастить здоровые органы и пересадить их тем, кто в этом нуждается, чтобы продлить жизнь, избавить от страданий. Человек пытается присвоить то, что ему не назначено. Например, эвтаназия -самовольный уход из жизни или возможность избавить
от смерти больного или обреченого на мучительную смерть. Но человеку знающему добро и зло суждено страдать до тех пор пока он не откажется от того что приобрел, т.е. от разума. Это не значит, что он должен стать сумасшедшим, а что он должен "быть как дети", жить по законам божьим и не думать о дне завтрашнем. Человек
не избавится от того груза который на него взвалил разум методами разума. Нельзя избавить нерожденного человекаот проблем, убив его еще до его рождения (аборт), тем самым нарушив гланую заповедь "Не убий!". Убивая еще не рожденого ребенка и оправдываясь при этом, что мне и так нечем детей кормить, что он родился бы нездоровый, сам мучился и других мучал. Поддавшись соблазну разума стать таким как Бог, человек приобрел неотделимое от этого знания, он приобрел страдания от этого знания добра и зла. Пытаясь избавиться от этих страданий с помощью разума,
контролировать все в жизни - рождение и смерть,измерить массу души, а так же вопрос есть ли душа вообще. Человек пытается решить все эти проблемы своим разумом, тем самым, который эти проблемы и создает - не самое ли большое противоречие? Тем
самыми человек еще больше погружается в пучину " разума", недоумевая при этом почему он тонет, а не всплывает. Когда человек поймет что он идет не той дорогой, когда он не будет думать о том чтобудет завтра, тогда у него есть шанс на выживание, на будушее. Иначе он приведет себя к самоуничтожению.