Большие Горы: адреналин и кровь на камнях

#1  Злой » Вс 21.11.2004, 16:13

Я бы, наверное, не стала все это писать, если бы не пропавшие ребята. Я долго пыталась понять, почему поднялась такая шумиха вокруг этой истории. В горах очень часто пропадают люди. Очень. Это уже никого даже не удивляет. Вспомнился мне также разбившийся на Алтае вертолет, про который все быстро забыли. И в какой-то момент мне стало, наконец, понятно. Огласка этой истории нужна не только турфирмам, продающим путевки в Альпы, она нужна, прежде всего, нам, обычным бордерам, а также гидам и спасателям.

Сноуборд-индустрия развивается очень быстро и с каждым сезоном поток туристов увеличивается. А как много про это показывают по телевизору? Русский Экстрим, Точка Отрыва (да много еще, жаль, телек не смотрю). И каждая из этих передач — это гимн беккантри фрирайду. Зрелище, которое захватывает дух, даже когда видишь все это на экране. Хочется иметь к этому отношение. Знать: «я тоже так могу. Да-да!».

К сожалению, я не владею статистикой, более того, я никогда не гонюсь за подобной инфой, так что у меня есть только то, что само попадает в руки. Альпинисты — летом пропадают целые группы. Теряются, срываются… Бывают и вовсе мистические случаи. Прошедшим летом наверху нашли разорванную палатку и погибшую группу чехов. Но альпинисты взрослые дядьки, как правило, они знают, на что идут и имеют некоторый опыт.

Бордеры же иное… Они попадают в лавины и трещины, падают в пропасти и разбиваются, зачастую ломаются прямо на трассе. Почти каждый день в акье спускают разбившихся людей. Мальчики и девочки, дорвавшись до Больших Гор и Большого Снега, носятся по склонам, забыв об опасности.

Я никогда не забуду парнишку с горящими глазами. Видно было, как хочется ему кататься. Он говорил, что на доске второй год, но уже очень неплохо держится. В горы приехал впервые. На следующий день, спускаясь с Мира, он залил своей кровью камни на траверсе, рядом с ним лежали уши, которые сорвал падающий с головы не пристегнутый шлем.

Мне очень часто доводится встречать в горах совсем еще юных бордеров. Они рвутся на склоны, как в бой. Покатавшись в Сорочанах год-полтора и не видя в этом парке достойных соперников, они приезжают в горы и в первый день ломятся на север Чегета.

Очень часто слышу: «Сегодня мы едем с гидом, завтра поедем сами». Но без гида действительно можно заблудиться, даже если едешь второй или третий раз. Один ошибочный поворот и ты уже у края пропасти, можно ее не заметить и рухнуть вниз, можно, увидев ее издалека, пойти обратно пешком и срезать лавину, может произойти все, что угодно, а шансов вернуться домой немного.

Когда я впервые оказалась на Эльбрусе, я сломала руку, мне показалось это достаточным предупреждением, чтобы аккуратно кататься. Когда приехала во второй — на Чегете погибла девочка. Заблудилась, сняла доску и сорвалась в пропасть. Мне тоже показалось это достаточной причиной, чтобы не лезть на Чегет без гида.

О том, как НЕ НАДО

• Во-первых, никогда не спускайтесь вне трассы без гида.

• Никогда не пристраивайтесь к незнакомой компании. Они сами могут не знать куда ехать. Если кто-то вам говорит, что он знает местность и часто тут бывает, не верьте ему. Тот, кто действительно часто там бывает, не станет брать незнакомого человека в группу, тем более, бесплатно. Спускались мы как-то в ущелье с одним местным парнем. Недалеко от нас стояли два бордера и ждали, пока мы начнем спуск:

— А вы знаете, что это ледник?- кричит наш местный приятель.
— Конечно, знаем!
— А вы знаете, что в данный момент вы как раз на трещине и стоите? — вот, этого они похоже не знали и, засуетившись, подбежали ближе к нам.
— А можно с вами?
— Нет, и за нами не надо ехать. Это не снобизм. Зачем брать с собой людей, про которых ничего не известно.

• Никогда не стоит ехать по следу. Или за незнакомым челом, даже если он хорошо катается. Опять же, человек может не знать, куда он едет.

В этом году я впервые была в Красной Поляне. Своей мнимой безопасностью она очень расслабляет. Я ехала с 3 или 4-й очереди прямо под канаткой. Погода была очень хорошая, дорога вроде как уже знакомая, снег мягкий, да и вообще все супер.

Вдруг, в какой-то момент я понимаю, что впереди надув. «Клево, прыгну» — первая мысль. Дальше вижу, что следы от других досок, которыми исполосован весь склон, не ведут на этот надув, какое там приземление я не знаю. Куда-то поворачивать уже поздно, да и прыгнуть уж больно хочется. Подъезжаю ближе и понимаю, что высота намного больше чем, казалось. Теперь уже поздно не только поворачивать, но и тормозить. Решено — я прыгаю. Обычно когда мне страшно в полете, я кричу или ругаюсь матом. В этом прыжке я произнесла только одно: это все, — и успела закрыть голову руками.

Лишь в воздухе я увидела, что это был вовсе не метровый надув, как могло показаться с самого начала. А трехметровый обрыв и яма. Прямо под обрывом лед и камни, чуть дальше, на приземлении меня ждали камни, едва прикрытие снегом, и стенка ямы, в которую я с разгона и въехала. Через несколько дней с этого обрыва уходило еще несколько следов.

Вот вам пример моего личного раздолбайства, которое в тот день могло закончиться серьезной травмой (не знаешь склона — не лезь на рожон), а также пример наивности других бордеров, поехавших по следам.

Еще один пример. В ноябре, когда на Эльбрусе было еще совсем мало снега, нас (довольно большую группу бордеров) подняли на ратраке на Приют 11. Со мной ехал мой младший брат:

— Я тебя очень прошу, не отъезжай далеко от следа ратрака. Тут со всех сторон ледники и трещины. Ты знаешь, что такое трещины?
— Знаю, — буркнул брат.

Я поехала вперед, изредка оборачиваясь или присаживаясь на склон, чтобы его подождать. В одну из таких остановок, мне показалось, что его нет очень уж долго. Слишком долго. Я сняла доску и пошла вверх, в сторону ледников пешком.

Минут через 10 я его встретила: он вместе с другим парнем угрюмо шел в мою сторону, волоча за собой доску. На вопрос, как он там оказался, брат ответил:

— Этот парень, он же хорошо катается, я за ним поехал.
— Он хорошо катается, но он впервые тут.

• Есть такая фишка — эффект толпы. Нас много, вместе не пропадем. Ничего не случится. Не катайтесь большими толпами — это внесет только неразбериху, тем более вы не получите удовольствия, ожидая пока вся группа спустится по очереди.

Не катайтесь вне трасс по двое. Оптимальное количество 4—5 человек.

• Даже если вы случайно забрели в незнакомое место, где много камней и обрывов, по возможности не снимайте доску, на ней проще сохранить равновесие и приземляться на нее безопаснее, чем на ноги с доской под мышкой. (Хотя именно этот пункт — достаточно спорный. Каждый раз лучше действовать по обстоятельствам, но мне на доске все же спокойнее)

Трещины

Они бывают разные, открытые и закрытые, маленькие и большие, глубокие и не очень. Любят бордеры кататься по ледникам. Особенно зимой. Ледник Малый Азау, например, весь в трещинах. Он опасен еще и тем, что достаточно полог, и люди, которым не хватает скорости, снимают доски и идут пешком. А этой зимой там и вовсе было мало снега. Так что вероятность пройти пешком по леднику и не попасть в трещину была почти нулевой, этой зимой в трещины провалилось немало народу.

Что надо помнить, катаясь по ледникам:

• на ледниках лучше не останавливаться и тем более не падать;
• мосты над трещинами становятся прочнее весной;
• снять доску там равносильно самоубийству (давление лучше распределять);
• даже закрытые трещины иногда видно, после снегопада они белее, а потом становятся наоборот темнее;
• на горе Эльбрус трещин очень много.

А лучше почитать про это литературу, не поленитесь.

Лавины

Они тоже бывают разные. Маленькие и большие, сухие и мокрые, стремительные и не очень. Самые мощные из них способны сносить деревни и села. Одна из таких несколько лет назад, сойдя с Чегета, снесла целый лес.

Вне трасс на Эльбрусе сразу после снегопада не катаются даже местные, большие любители целины. Каждый год в лавинах погибает довольно много людей. Не говоря уже о том, что снежные доски, карнизы и надувы там срезают почти каждый день.

Что надо помнить про лавины:

• Подождите, пока пушки собьют большие лавины, и в это время старайтесь находиться подальше от горы.

• Снег — самая изменчивая субстанция на земле. Упав на склон, он все равно продолжает непрерывно меняться. То, что сегодня держалось на горе крепко, завтра под влиянием тепла или наоборот холода сорвется вниз. Если снега давно не было — это вовсе не означает, что склоны безопасны.

• Не спускаться по лавиноопасным склонам всем сразу. Ехать по очереди, и каждый должен следить за человеком, который едет впереди.

• Ехать по таким склонам надо большими плавными дугами, уменьшая давление на склон — Если до вас человек проехал по склону и не срезал лавину, это не означает, что склон безопасен. Лавина может сойти и на 10-м и на 20-м человеке.

• Лавиноопасному склону вовсе необязательно быть крутым. На крутых, наоборот, задерживается не очень много снега. Опасные склоны с уклоном от 25 до 45 градусов.

• Катайтесь с биперами и всегда, когда уходите кататься вне трасс, сообщайте друзьям, куда вы идете.

• Состояние склонов каждый год меняется, даже если вы, как вам кажется, хорошо знаете местность, в первый день все равно пойдите с местным.

• Также следует избегать наветренных склонов. «При определенных условиях снег прилипает и к очень крутым склонам. Здесь главным фактором является ветер. На наветренном склоне он действует как мастерок штукатура, а на противоположной стороне хребта сооружает карнизы — внушительные сугробы в форме опрокидывающейся волны.» M. Отуотер.

Вот и все, что я хотела сказать. До сих пор, я молчала, стараясь избегать учительского тона. Мне казалось: «каждый сам за себя в ответе, если нет головы, мои слова тут не помогут, да и кто я такая, чтобы учить». Но этот сезон стал необычайно богат на разбитые головы, переломы, попадания в трещины и лавины. И закончился он для многих моих друзей и знакомых уже сейчас. Очень не хочется пить с человеком, гадая, будет он завтра цел или нет.

Катайтесь! Но помните, горы это стихия. Даже если они захотят вас ласково пожурить — это может закончиться для вас трагически. Не бойтесь их, уважайте, доверяйте им, но будьте бдительны.

А вот что написала Лиза Паль (гид и спасатель) у себя в конференции:

Как могут без вести пропасть сразу 7 молодых отдыхающих, сноубордистов? Это вопрос очень волнующий — 7 человек, а еще они все почти дети. Это шок для многих. «Хорошо, что не я … Позвонить бы быстрее родителям, родственникам, а то, наверное, уже волнуются».

Нет, не было по-настоящему катастрофической обстановки в Терсколе. Да, выпало много снега, причем в это время дул сильный ветер, который продолжался и после того, как снегопад уже прекратился. Опытные люди знают, что это значительно увеличивает лавинную опасность.

Вторник утром — все затихло, машины ездить не могут, снег везде, много снега, и он все идет. Еще во время завтрака идет обстрел из лавинных пушек горы Чегет. Все отдыхающие сидят в гостиницах, квартирах, коттеджах, многие недовольны — канатки вряд ли сегодня включат, погода слишком плохая. Надо что-то придумать, а то скучно. Прогулка через лес на Чегет, построить трамплин … Кто чем развлекается.

Только многие не знают, какие здесь, у подножья Чегета, бывают лавины. Они сходят принужденно не только во время обстрела, но и до и после него. И многие не знают, где именно они сходят, где спускаются. Даже до поселка лавины могут дойти, правда, это редко, и только на последние дома в сторону Азау. Так что в такие дни, когда канатки не открывают из-за лавинной опасности — лучше сидеть дома, пить чай или глинтвейн, выспаться хорошенько.

Не надо идти гулять под северные склоны горы Чегет, их регулярно обстреливают, но и так постоянно сходят лавины по крутым кулуарам. Не надо лезть — даже по трассе — на Ай, на Старый Кругозор — и здесь есть лавиноопасные места!

Среда — снег все идет, уже невыносимо. Может быть, наконец-то откроют канатку на Чегете? Да, после очередного обстрела поднимаются спасатели, режут лавины на трассах. Потом уже поднимают отдыхающих. Куда бы поехать? На юга — там так хорошо! Но — чегетские юга не совсем юга, это юговосточные склоны, подветренные склоны — лавиноопасные склоны! И они очень просторные, потеряться на них не сложно. Лавин после обильных снегопадов там сходит много.

Но на трассе так скучно! Рискнем? А где же ваш внутренний голос, который говорит — «Нет, может попозже, может завтра?» Да, давайте, поехали, мы же все вместе, ничего случиться не может, нас же много, тем более, что мы всегда здесь катались. Все знаем.

Вот, и не все…

Обидно только одно. Это все дойдет только до тех, кто сам часто становится свидетелем трагедий в горах. Те же, кто завтра будут носиться по трассе или вне трасс, спуская за собой тонны снега — не читают о лавинах почти ничего.

www.nadoske.ru

Будьте осторожны
Посеявший ветер пожнет бурю
Аватара пользователя
Злой
Лучший чабан маточной отары
 
Сообщения: 2185
Зарегистрирован: Вс 11.04.2004, 14:32
Откуда: Иркутск

#2  Lao Yang » Вс 21.11.2004, 16:55

Ко всему этому можно добавить только одно - спасение утопающих - дело самих утопающих... Каждый думает сам за себя и выбирает для себя.
p.s. Спасибо Злому за актуальную тему.
Сила действия равна силе противодействия.
[3-ий закон Ньютона]
Аватара пользователя
Lao Yang
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: Сб 13.11.2004, 19:05
Откуда: Irkutsk

Аватара
спонсор



cron