афиша киноклуба "35 кадров" на январь 2008

Обсуждение художественных и документальных фильмов. Отзывы о кинотеатрах.

#1  карандаш » Вт 18.12.2007, 12:45

3 января 18:30 - " ГЕНЕРАЛ " (1927)
6 января 16:00 - " МАРИЯ " (2005)
10 января 18:30 - " ЛИЦА" (1968)
13 января 16:00 - " ВОЙЦЕК " (1978)
17 января 18:30 - "АТАЛАНТА " (1934)
20 января 16:00 - " БАРАБАНИАДА " (1993)
24 января 18:30 - " 12 РАЗГНЕВАННЫХ МУЖЧИН " (1957)
27 января 16:00 - " СЕМЬ ЧЕЛОВЕК-НЕВИДИМОК " (2005)
31 января 18:30 - " НА УДАЧУ, БАЛЬТАЗАР " (1966)


3 января 18:30
" ГЕНЕРАЛ " (THE GENERAL)
Год: 1927
Жанр: комедия
Страна: США
Длительность:75мин.
Режиссер: Бастер Китон, Клайд Бракмен
В ролях: Бастер Китон, Марион Мэк, Глен Кэвендер, Джим Фарли, Ричард Аллен, Фредерик Рум, Джо Китон
“В этой добродушной комедии о Гражданской войне партнером Китона стал паровоз, с помощью которого он сразу же стал знаменит. Но его успех тем более существенен, что непрофессионал высмеял здесь мир “специалистов” (вступит. титры к фильму). Героя, мирного ж/ж инженера, не берут добровольцем на Гражданскую войну севера и Юга; поэтому его девушка стыдясь его, не хочет с ним видеться. Но спустя год герой случайно оказывается вовлечен в военные действия: он один на движущемся паровозе сражается с целой армией противников, и даже спасает из плена свою девушку!

.


6 января 16:00
" МАРИЯ " (Mary)
Год: 2005
Жанр: драма
Страна: США
Длительность: 84 мин.
Режиссер: Абель Феррара
В ролях: Жюльетт Бинош, Форест Уайтэйкер, Меттью Модайн, Хизер Грем
В фильме на тему съемок картины о Христе объединены истории трех персонажей, которые периодически сталкиваются друг с другом. Актриса (Ж.Бинош), сыгравшая Магдалину, обращается к Богу и, бросив все, отправляется в паломничество на Святую Землю. Режиссер фильма и исполнитель роли Христа (М.Модайн) отстаивает свой фильм перед недоброжелателями. Телевизионный ведущий (Ф.Уайтэкер), автор религиозной программы, благодаря этому фильму и сам пытается изменить свою жизнь и отношения с женой (Х.Грем), пережившей трудные роды. В идеале все герои должны прийти к Богу, но на деле получается кто в лес, кто по дрова.. Фильм сильно снят в типичном для Феррары экспрессивно-психоделическом духе, но поиски Бога - задача трудная, и он, скорее, лишь высказался на тему, а не пришел к видимому результату.

10 января 18:30
" ЛИЦА " (FACES)
Год: 1968
Жанр: импровизационная гиперреалистическая драма
Страна: США
Длительность:125 мин.
Режиссер Джон Кассаветес
В ролях: Джон Марли, Джина Роулендс, Линн Карлин, Фред Дрейнер, Сеймур Кассель
Фильмы Дж. Кассаветеса нередко воспринимаются как импровизационные, однако, на самом деле, в их основе лежит тщательно прописанный сценарий, а актерская игра продумана в деталях. Малобюджетная лента «Лица» - камерный и по сюжету, и по исполнению фильм - истории множества персонажей, виртуозно смонтированные. Это историй любви, семейных и дружеских отношений. Как и в других фильмах Кассаветеса, здесь снимались его друзья и близкие, и, конечно, его жена — Джина Роулендс.
Съемки «Лиц» — лучшей, возможно, наряду с «Убийством китайского букмекера» (1976) работы Кассаветеса — закончились в 1965 году. На протяжении двух с половиной (!) лет сменявшие друг друга команды монтажеров работали в гараже Кассаветеса со 125-ю часами отснятого материала «Лиц». Но достойный Книги рекордов Гиннесса монтажный марафон «Лиц» действительно очень значим эстетически.
Обычно режиссерскую манеру Кассаветеса сравнивают с джазовой импровизацией. Причина не только и не столько в его любви к джазу и умении снимать джаз. Достаточно пересмотреть «Тени» и «Лица» чтобы убедиться: никто из режиссеров эпохи Чарли Паркера или Аллена Гинзберга не умел так фиксировать атмосферу задымленных подвальчиков, куда жизненные драмы приводили и молодых людей «при андерграунде» («Тени»), и утомленных экзистенцией представителей «высшего среднего класса» («Лица»). Дело в другом. Фильмы Кассаветеса производят - всегда - впечатление, что мы присутствуем не только при становлении разворачивающейся на экране истории, но и при становлении самого фильма. Точно рассчитанное впечатление, что актеры, полностью слившиеся с персонажами, сами не знают, что скажут и что сделают (какую ноту возьмут) в следующую минуту. И съемочная группа словно плывет по воле волн, то ли импровизируя, то ли ведя документальный репортаж. Новаторство Кассаветеса - в этом ведении неопределенного или неожиданного элемента существования как модуля рассказа.
В роли режиссеров, чьи сценарии ломаются под напором жизненной стихии, оказываются многие персонажи Кассаветеса (что, кстати, унаследовал от него Абель Феррара): как запившие бизнесмены из «Лиц», дурачащиеся напропалую со случайной знакомой.
Если говорить о реализме в кинематографе, то такого видимого-мнимого самоустранения режиссера перед лицом завораживающей реальности, такой достоверности чувств не было нигде — ни в «синема верите», ни в «новой волне». И все же ощущение тотальной, джазовой импровизации достигалось детальной проработкой сценариев, длительными репетициями с актерами, которым дозволялась «самодеятельность» только в рамках, установленных доброжелательной, но строгой режиссерской волей. Его поэтика сродни абстрактному экспрессионизму Джексона Поллака. Событие важнее образа. Артефакт — как глубокий вдох, как непосредственное впечатление, не вызывающее у зрителя никаких ассоциаций с тем или иным кинематографическим рядом.
«Алхимия» с монтажом требовалась Кассаветесу для ему одному свойственного способа сюжетосложения. В его фильмах как бы нет начала, в них входишь на полуслове, на полужесте: режиссер не тратит время на предысторию, на представление героев, без промедления погружая зрителей в самое сердце уже раскручивающейся драмы. В первых кадрах «Лиц» подвыпившая троица, незадолго до того познакомившаяся в баре, садится в машину, чтобы продолжить вечеринку на квартире у девушки: мы вынуждены на лету угадывать природу взаимоотношений этих троих. Сорокаминутный пролог, в котором-то и завязывалась хрупкая, замешанная на виски и одиночестве связь, был снят Кассаветесом, но при монтаже он сохранил от него только финальные двадцать секунд. Действуя так, Кассаветес добивался двойного эффекта. С одной стороны, актеры успевали настолько вжиться в своих персонажей, что гарантировалась абсолютная естественность игры. С другой — зрителю внушалось ощущение пребывания внутри чужой жизни, внутри загадочной, давно завязавшейся истории, внутри пресловутой «реальности».
Можно сказать, что Кассаветес — режиссер не начала, а конца истории. По сравнению с открытостью начала, финалы фильмов Кассаветеса почти всегда оформлены с театральной торжественностью. Так замирают на ступенях лестницы буржуазные супруги («Лица»), чьи отношения похоронила всего одна ночь.
Все фильмы Кассаветеса — драмы смятения, драмы беспокойства, драмы людей, утративших соответствие своим социальным ролям. Беспокойство на грани и за гранью истерики, когда смех страшнее слез, но не за гранью безумия. Но смятение это — чисто американское, существующее только в тех ухоженных домах и прокуренных барах, которые снимал Кассаветес.
Миф тяжело поверять реальностью, а Кассаветес — это миф американского независимого кино, открывший в нем новую эру. Но, познакомившись с его творчеством, убеждаешься в правде мифа. Он — из тех великих, кто определил саму кинематографическую образность, равный Роберто Росселлини или Жану Ренуару. Годар посвятил ему фильм «Детектив» и вторую часть «Истории историй кино». Своим первым шедевром «Злые улицы» Мартин Скорсезе обязан влиянию Кассаветеса, убедившего молодого режиссера отказаться от увлечения «Би-мувиз» под крылом Роджера Кормена и обратиться к реальности, к нервной, жесткой повседневности горячих кварталов. Несомненен след Кассаветеса в фильмах Д Джармуша и Феррары. Бытует банальность о Кассаветесе как «европейце, заблудившемся в Америке». Очевидно, имеет место эффект бумеранга, вызванный популярностью режиссера среди французских интеллектуалов. Любовь к Бергману и Дрейеру если и отражалась как-то в фильмах Кассаветеса, то никогда не искушала его европофильским кокетством в духе Вуди Аллена, Джеймса Айвори или Хэла Хартли. Он был стопроцентно американским режиссером - строителем американского кино, подобно Чаплину, Хичкоку, Казану или Серку.


13 января 16:00
" ВОЙЦЕК " (Woyzek)
Год: 1978
Жанр: историческая остросюжетная драма по пьесе Георга Бюхнера
Страна: ФРГ
Длительность: 82 мин.
Режиссер: Вернер Херцог
В ролях: Клаус Кински, Ева Маттес, Вольфганг Райхман, Вилли Земмельрогге
Премии: Кинофест. в Канне1979: приз за лучшую женскую роль (Ева Маттес)
. История немецкого солдата начала прошлого века, который был доведен до беспамятства и обезличенности идиотской муштрой, издевательскими придирками офицеров, насмешками окружающих над его странностями и убил в порыве слепой ярости изменявшую жену, как нельзя кстати соответствует главной теме творчества В.Херцога, а характер персонажа совпадает с неистовым темпераментом актера К. Кински. Херцог из фрагментарной, незавершенной драмы Бюхнера создает потрясающей силы визуальное, истинно кинематографическое произведение, заставляя поверить, что помимо всего вышеназванного некий гул земли, ток воздуха, гипноз природы повергают безмятежного, покорного, терпеливо несущего свой крест человека во внезапное смятенье. И это вынуждает его решиться на отчаянный, бессмысленный бунт не только против конкретных лиц или обстоятельств жизни. Гениальный длинный крупный план Войцека, раз за разом, машинально всаживающего нож в тело жены на берегу реки, рождает ощущение, что герой бросает дерзкий, богохульственный вызов всему сущему и Богу на небесах. В немыслимо голубых глазах Клауса Кински — страдание, раскаяние и вселенская печаль о том, что человек — всего лишь марионетка в неведомых руках, оловянный солдатик, предназначенный неизвестно для чьих игр, некий посланец, заброшенный кем-то в этот мир и позабывший о подлинной цели. В теле недотепы и своего рода сомнамбулы мучается невостребованная, неизъясненная душа. То, что эта лента поставлена в один год с его версией «Носферату», убеждает в следовании режиссера романтической, экспрессионистской традиции немецкого искусства, а его Войцек может косвенно напомнить загипнотизированного убийцу-маньяка Чезаре из программного для экспрессионизма фильма «Кабинет доктора Калигари».


17 января 18:30
"АТАЛАНТА " (L'Atalante)
Год: 1934
Жанр: поэтическая драма
Страна: Франция
Длительность: 86 мин.
Режиссер: Жан Виго
В ролях: Мишель Симон, Жан Дасте, Луи Лефебвр
Лиричнейшая лента «Аталанта» рассказывает языком поэтического кино самую тривиальную любовную историю, разворачивающуюся на маленькой шаланде, роль хозяина которой сыграл молодой Мишель Симон.Непритязательная житейская история женитьбы капитана баржи «Аталанта» Жана на деревенской девушке Жюльетте, их свадебного путешествия по каналам Франции к Парижу в сопровождении юнги-несмышленыша и несуразного «морского волка» папаши Жюля, а также ссора молодых, разлука и счастливое воссоединение в финале, — эта столь не претендовавшая на шедевр история стала лебединой песнью ее создателя, режиссера Жана Виго, ввела его в ранг поистине, а не номинально, бессмертных. Фильм оказался не только подлинным шедевром, но и фильмом-мифом в искусстве 20 века. Его не смогли уничтожить ни последовавший бездумный монтаж прокатной версии, ни столь же бездарная «реставрация» студии «Гомон» уже в новое время. Бесспорно, автор четырех фильмов Жан Виго — короткометражек «По поводу Ниццы» (1930) и «Тарис, или плавание» (1931), а также среднеметражного фильма «Ноль за поведение» (1932) — был художником с кинематографом в крови. Претворить повседневную действительность французской провинции в сказочную феерию, а веселый Париж представить столь непарадно, во всей его ненавязчивой тусклости мог лишь гениальный режиссер. Для того, чтобы снять повседневность, как сказку, он сумел выбрать блистательного оператора — Бориса Кауфмана, брата Дзиги Вертова. Мелодический строй фильма композитора Мориса Жобера с его внутренним драматизмом не испортили даже последующие музыкально-песенные вставки. В блистательную режиссуру фильма, в ее высокий пластико-музыкальный ряд органично вписывается слаженный актерский ансамбль из Мишеля Симона и Диты Парло, Жана Дасте и Жиля Магерититса.
Художественная же сторона ленты в целом воссоздана была авторами в «Аталанте» не сама по себе, отнюдь не самоигрально, но вполне осознанно, а именно, чтобы ощутимо прозвучал с экрана гимн человеческой нежности и одновременно людской солидарности...
Цитаты: «Аталанта»? Гуманная картина. Гуманность у простых людей. Одетых в свитеры и куртки. Никаких блесток на простынях. Свисающие тряпки. Кастрюли. Ушаты. Хлеб. Бутылка вина. Убогие огни в полутьме, ослабленные туманом над рекой. В фильме ощущается странный аромат экзотики и поэзии, который преследует каждого старого моряка, смешанный с запахом рома и гудрона и еще не знаю чем. Я все время думал о бликах света прожекторов, которые мелькают вдали, лишь случайно выхватывая на черной глади воды то труп, то кучу водорослей, то отблеск на поверхности пропасти… Я часто вспоминал Коро при виде этих водных пейзажей, деревьев, домишек на тихих берегах и судов, спокойно снующих в их блестящем отражении, о его удивительной способности воплотить наяву поэзию жизни…» (Эли Фор, 1934 год)
«В фильме «Аталанта» нет ни одного откровенного кадра, но есть любовная сцена, признанная одной из самых впечатляющих и авангардных сцен плотской любви в мировом кино. Двое томятся любовной лихорадкой в разных постелях, но зритель воспринимает все происходящее как интимную сцену любви, ведь режиссерский монтаж сочленяет эти тела, воображение сплетает их в экстазе, а желание оказывается более сексуальным, чем удовлетворение этого желания.» (программа «От киноавангарда к видеоарту», 2001 год)
Виго остался крупнейшим мастером мирового кино, который оказал своими небольшими и скромными лентами грандиозное влияние на весь последующий кинопроцесс в мире. Во Франции существует престижная кинематографическая премия имени Жана Виго.


20 января 16:00
"БАРАБАНИАДА"
Год: 1993
Жанр: немая трагикомедия/фантазия/клоунада
Страна: Россия
Длительность: 93 мин.
Режиссер: Сергей Овчаров
В ролях: Андрей Ургант, Александр Половцев
Премии: 1993 - Премия им. А.Пиотровского за лучший сценарий, Премия им. Г.Козинцева за лучшую режиссуру Конкурса профессиональных премий к/с "Ленфильм" и Ленинградского отделения СК; Спец. приз жюри, Приз христианского жюри на МКФ в Москве; Гран-при "Золотой орел" МКФ в Тбилиси; Спец. приз жюри конкурса "Авторское кино", Приз Гильдии киноведов и кинокритиков на КФ "Кинотавр" в Сочи; Приз КФ "Фестиваль фестивалей" в Санкт-Петербурге; Приз за лучшую режиссуру МКФ славянских и православных народов "Золотой Витязь"; Премия "Золотой Овен" лучшему режиссеру года; Приз кинопрессы лучшему режиссеру года; 1996 - Премия Берлинской академии искусств "Лучшему режиссеру киногода"
"Барабаниада" - это фантазия на тему мифов перестройки и нового времени.” - С.Овчаров.
Эта история современного русского Бастера Китона, попадающего с помощью своего огромного чудесного барабана из одной трагикомической ситуации в другую. Фильм сделан без единого слова, использована музыка Бетховена, Моцарта, Минкуса. Мусоргского, Гаврилина, Глинки.
"Барабаниада" прекрасно свидетельствует о творческой подвижности Овчарова. Маленький барабанщик из похоронного оркестра получил в дар от таинственного ожившего покойника огромный, чудесный барабан. Сценка на кладбище, с уморительными типажами из оркестра, идет под третью часть первой симфонии Малера, и от соединения этой издевательской музыки и юмористических бытовых зарисовок высекается воодушевляющая искра: сразу задан просторный интервал игры, точная мера комической точности. В следующей сцене ведется комическая война между бедным барабанщиком и его разъяренными соседями — причем звучит первая часть сороковой симфонии Моцарта. Тоже смешно. А дальше барабанщик уходит с барабаном на просторы родины... Барабан на протяжении фильма многократно превращается — в дом, стол, колесо, чан для белья, кухонную плиту. Каждый раз наблюдать за развертыванием того или иного трюка занятно. В Голливуде были специальные люди, придумывающие "гэги" — юмористические микроэпизоды действия. Овчаров среди них не ударил бы в грязь лицом. Взять хотя бы эпизод "барабанщик в столовой" — в киноинститутах можно показывать, объясняя, что такое комедийный трюк.
Много лет Овчаров мечтал рассказать миру о том, как человек может вступить в сверхъестественную связь с ударным музыкальным инструментом. Похоже, на этот раз Овчарова всерьез заинтересовала история, которую он рассказывает, не вдаваясь в обобщения. Он и сам говорит, что нет никаких социальных подтекстов в этой притче о мытарствах творческой личности. И это правильно: в «Барабаниаде» есть и творчество, и личность, и мытарства этой нескладной личности. В отличие от иоселианиевского "певчего дрозда", вконец исхалтурившегося в академической оркестровой яме, - этот кладбищенский гений сутками кружит над своим тотемом. И его нисколько не беспокоит, нужен ли он, бьют его или ублажают, кормят или травят. Он наверняка таков, каковы все блаженные во всем мире. Иное дело — барабан. Барабан-то и напоминает нам о нашей Родине, сынок. А Родину, как выясняется, можно употребить по назначению куда угодно и как угодно. Можно в ней жить. Можно трусы стирать. Можно на ней закусить чем Бог послал — то ли яичницей, то ли помоями. А можно из Родины извлечь такой нечеловеческой силы звук, что весь окружающий мир помчится на тебя кто с кольем, кто с дубьем — чтобы сдать непременно в дурдом. Где тебе, собственно, и место, потому что ты ее сирую зачем-то любишь. А она тебя — не всегда. Барабан трусливо откатывается в сторону, когда на героя из лесу выходит враг. Барабан таит в себе волшебной красоты и непомерной цены клад — но преподносит он это сокровище не нищему другу, а злобному таможеннику. Вот оно — коварство в ответ на любовь. Смотреть фильм "Барабаниада" как кинокомедию позволительно двум категориям граждан бывшего СССР: безнадежным оптимистам и рефлексирующим русским интеллигентам. Первые ни за что не опознают себя в овчаровских шизиках, а вторые придут в восторг от неизбежной радости узнавания. С изрядной долей профессионального кокетства Сергей Овчаров утверждает, что "Барабаниада" сработана намеренно непрофессионально, дабы ее восприняли нескладной и бомжеобразной. Стало быть, все без исключения фестивальные жюри, присуждавшие Овчарову призы за режиссуру, оценили эту его преднамеренность по заслугам.


.


24 января 18:30
"12 РАЗГНЕВАННЫХ МУЖЧИН " ()
Год: 1957
Жанр: камерная психологическая остросюжетная судебная драма по пьесе Р.Роуза
Страна: США
Длительность:92 мин.
Режиссер: Сидни Люмет
В ролях: Генри Фонда, Ли Джей Кобб, Эд Бегли, Джек Уорден, Мартин Болсэм, Джон Фидлер
ВНИМАНИЕ: российский ремейк этого фильма - «12» Никиты Михалкова
Этот классический судебный фильм до сих пор остаётся непревзойдённым образцом в своём жанре. Подросток зарезал своего отца; 12 присяжных заседателей обсуждают это дело. Первоначальный вердикт: все 12 говорят “виновен” (чтобы спасти парня от электрического стула, требуется, чтобы все 12 сказали “невиновен”). Содержание фильма: мы видим, каким именно образом кажный из присяжных (а все они - очень разные люди, что выразительно показано) постепенно меняет своё мнение; и зрелище это действительно увлекательное!
Здесь соблюдается принцип классической драматургии - единство места, действия и времени, и тем не менее, события, разворачивающиеся в ограниченных пределах одной комнаты, воспринимаются как крайне динамичные. Положивший начало ТВ-стилистике в кино фильм мгновенно прославил своего автора, умело воссоздавшего на экране напряжённую атмосферу совещания присяжных заседателей, от вердикта которых зависит человеческая жизнь. Здесь проявились особенности кинематографа С.Люмета: замкнутость пространства, городское окружение, сложные нравственные конфликты, многозначный диалог. Из-за того, что в фильме немного действующих лиц и событий, драматическое напряжение создаётся благодаря разнице в восприятии и характерах героев. Отсюда и обилие крупных планов, манера снимать статичной камерой с одной точки.
.


16:00
"СЕМЬ ЧЕЛОВЕК-НЕВИДИМОК " (Seven Invisible Men - Septyni nematomi zmones)
Год: 2005
Жанр: экзистенциальная натуралистическая шоковая драма
Страна: Литва-Франция-Португалия при участии Нидерландов
Длительность: 119 мин.
Режиссер: Шарунас Бартас
В ролях: Дмитрий Поднозов, Саакануш Ванян, Александр Есаулов, Игорь Цыганков, Рита Клейн, Денис Кириллов, Юлия Юрченко, Николай Косынко, Исмаил Сулиманов, Олег Четвериков, Расим Мамутов, Казим Мустафаев, Валентина Четверикова
Премии: Программа "Особый взгляд" Каннского МКФ. “Киношок”: приз за лучшую операторскую работу им. А.Княжинского. МКФ "Восток-Запад”" (Баку): приз "За выдающийся вклад в евразийский кинематограф".
ВНИМАНИЕ: ненормативная лексика
Шарунас Бартас, европеец, живущий между Вильнюсом и Роттердамом, давно снискавший прочную славу в европейских киноманских кругах, снимает вырождающуюся жизнь окраины мира. Мир Бартаса, европейца, - Россия, на грандиозных просторах которой нет места не только целым народам, но и людям, чье жуткое прошлое отвело им роль изгоев без будущего. И почему-то его - гражданина мира - с неодолимой силой влечет бесконечное, распахнутое во все стороны, лишенное четких национальных и культурных примет пространство постимперской провинции. Бартас всегда снимает кино про экзистенциальные тупики, лабиринты и “коридоры”, про жизнь, в которой не поймешь, где право, где лево, где отсутствуют всякие предзаданные смыслы, нормы и правила, — и только пузырится бессмысленно и печально сама материя бытия. И эту историю про изгоев-угонщиков, безнадежные поиски “того” и попытки человека сохранить в себе хотя бы слабое шевеление сердца он мог расположить в любых декорациях. Но бесконечное, унылое пространство причерноморской степи, где ветер гоняет пыль и раскачивает бурьян, проросший на ржаво-железобетонных обломках совковой цивилизации, оказалось декорацией идеальной. И разноплеменные люди, населяющие его, давно забывшие, зачем живут, готовые бесконечно терпеть и, вспыхнув, мгновенно убить соседа в пьяной драке, — все эти поразительно достоверные типажи стали главными героями фильма, зримо и убедительно воссоздающего очертания общего постимперского морока, тяготеющего над жизнью, охваченной неутоленной тоской по структуре и смыслу.
Признанный мастер экзистенциальной драмы сделал героев своего фильма такими изгоями, что обычными нормальными глазами на мир смотреть они просто не могут. Они - на мир, мир - на них. Если есть край мира, то вот они до него уже дошли. Да их как бы и нет вовсе... Фильм снимали в Крыму. С "воздухом", многозначительными паузами, умопомрачительными крымскими пейзажами и вселенской обреченностью, сквозящей в каждом жесте. Центральной стала сцена зверской пьянки, снятая, несомненно, в документальном режиме, с непрофессиональными актерами, потому что ни один самый великий актер не способен раскрыть такой жуткой бездонной душевной помойки. У любого актера есть предел достоверности, дальше которого он заглянуть никогда бы не решился. У этих людей предела нет. Провокация - проблема, которая встает в документальном кино всегда. В игровом кино эта провокация беспредела шокирует тем более. Потому что режиссер не просто фиксирует ужас перерождения человека в зверя. Он моделирует его. Бартас ставит в скотские условия реальных людей, неактеров. Приводит их в это присущее им состояние, заставляет падших вываливать всю накопившуюся в них душевную блевотину. С какой целью? Призвать милость к ним? Вряд ли. Н Бартас, вероятно, хотел сделать видимым то, что постиг сам за месяцы жизни с с людьми дна. Ни к чему не призывая. Он бежит от пафоса
как от чумы. Только называет, показывает, часто в ущерб драматургии. Правда, сама съемка поднимает изображаемый мир до шедевров старых мастеров. Конечно, это непотребная российская глубинка. Но вместе с тем это колоссальный эстетический прорыв, основанный на открытиях Вермеера, Рембрандта, Гойи, Брейгеля, то есть на гуманитарном посыле самого изображения. Эстетика берет на себя этическую функцию. И пьяный монолог обдолбанного зэка о матери вдруг мотивирует выстрел этого случайного персонажа в героя; и заключительный пожар, в котором гибнут все “невидимки”, вырастает до античного символа. Поэтому есть большой смысл в том, что Шарунас Бартас - режиссер, сценарист, оператор, продюсер - получил персональный приз имени одного из самых выдающихся операторов мира Александра Княжинского. Картина этого фильма, то есть собственно полотно, холст, снимает воспаленный вопрос о естествоиспытательском интересе европейца к вырождению “окраинных” этносов. Нельзя с холодным сердцем так увидеть этот мир.
Трое парней и одна девушка в тёмную ночь в неизвестном городе угоняет машину, чтобы отправиться на ней куда глаза глядят. В итоге они оказываются в Крыму, где стараются держаться подальше от милиции. Но лидер Ванечка, по сути, «кидает» своих друзей-подельников Пашу и Бобика, а также нынешнюю возлюбленную Машу, поскольку продаёт украденный автомобиль и с вырученной пачкой денег добирается до одинокого домика в степи, где обитает его прежняя любимая Мила с дочкой Юлей. Дальше же начинается настоящая вакханалия местных жителей, которые нещадно пьют, многоэтажно матерятся и ожесточённо дерутся, что не может не привести к трагическим последствиям. Именно это вторжение «неприкрашенной реальности» производит впечатление настоящего шока. На постсоветском пространстве любая встреча является хорошим оправданием для совместного употребления алкоголя и откровенного разговора по душам, после чего смертельный исход кого-либо из участников случайного торжества не так уж удивителен. Максимальная правда и безжалостная раскрепощённость, достигнутая режиссёром-оператором в одном лице и всеми теми, кто попал в кадр на протяжении сорока минут этой попойки, вообще заставляют забыть о существовании сюжета, исполнителей, кинокамеры, технического персонала. Перед нами жизнь как она есть - непричёсанная, расхристанная, корявая и безобразная, проживаемая на пределе эмоций самого разного свойства: от безудержного веселья до душераздирающего надлома. По сути, Бартас растворяет игровое кино в документальном, позволяет подлинной реальности вытеснить с экрана придуманные образы. При пересмотре фильма понимаешь: если отважно и без каких-либо шор запечатлённый «ужас человеческого бытия», в общем-то, остаётся равным себе, не приобретая иносказательного смысла, только свидетельствуя лишний раз, что подобной естественности и натуральности поведения людей перед камерой не добьёшься без достаточно долгого проживания рядом с ними и без исключительного доверия с их стороны, то «киношная реальность» преображается. Выясняется, что в ней даже есть своя поэзия, имеется внутренний ритм повествования, наличествует убедительная логика происходящего - своеобразного «сошествия в ад», хотя на самом-то деле путешествие четверых полукриминальных героев в Крым больше похоже на пребывание в Чистилище. Очищение является лишь вместе с огнём и не может обойтись без жертвоприношения.

.


31 января 18:30
"НА УДАЧУ, БАЛЬТАЗАР " (AU HASARD, BALTHAZAR)
Год: 1966
Жанр: драма/притча
Страна: Франция-Швеция
Длительность:95 мин.
Режиссер: Робер Брессон
В ролях: Жан Ремигнар, Анн Вяземски, Натали Жойот, Уолтер Грин, Жан-Клод Жильбер, Пьер Клоссовски, М. К. Фремон, Франсуа Лафарж, Филип Асселен, Франсуа Суллеро
Премии: Специальная премия на МКФ в Венеции в 1966 г., премия Ж. Мельеса.
Творчество выдающегося французского режиссера Р. Брессона является проводником нравственных и художественных истин. В данном фильме ставится проблема религиозно-нравственного оправдания страдания. Рассказывается о жизни осла. Сначала животное - предмет любви и забав детишек в сельском районе Франции, затем это - рабочая скотина, обзываемая разными неприятными словами вредной девчонкой. Девочка взрослеет (А.Вяземски), и ослу становится все хуже и хуже, особенно плохо, когда его хозяйку, уже молодую женщину, насилуют несколько подонков и убивают. Ее садистский любовник, лидер банды мотоциклистов, мучил ослика, поджигая ему хвост. В жизни осла меняется несколько хозяев. Жестокий фермер постоянно избивал его, но умер сам. На какое-то время ослу улыбнулась фортуна - он работал в цирке, даже стал звездой, но потом все вернулось к обыденности. Свои дни он заканчивает с глуповатым, но любящим стариком, который считает животное святым. Фильм снят с бескомпромиссной честностью и реалистичностью. Как сказал Жан-Люк Годар, "мир показан за полтора часа". Музыка включает Сонату номер 20 для фортепьяно Франца Шуберта.
Задача «десятой музы» в понимании Брессона — выражение метафизических, сущностных сторон бытия, находящих лишь косвенное, опосредованное воплощение в видимом поведении людей. Художника-философа религиозной ориентации, его волнуют духовные драмы, переживаемые персонажами-страстотерпцами, открытие конечных истин существования в ходе трудного жизненного опыта. Эти черты отличают и эту отмеченную библейской бесхитростностью притчу об осле — немом свидетеле чуждого доброты и сострадания человеческого мира.
карандаш
постоялец
 
Сообщения: 58
Зарегистрирован: Пн 1.10.2007, 15:24
Откуда: Иркутск

#2  Суслик 3.0 » Ср 19.12.2007, 0:53

Спасибо, обязательно сходим.
В формате.
Аватара пользователя
Суслик 3.0
постоялец
 
Сообщения: 157
Зарегистрирован: Сб 24.12.2005, 15:30

Аватара
спонсор