4 октября 18:30 - "Токийская история" (1953)
7 октября 16:00 - "Дрифтвуд" (1996)
11 октября 18:30 - "Глаза без лица" (1959)
14 октября 16:00 - "Три кроны для моряка" (1983)
18 октября 18:30 - "Головокружение" (1958)
21 октября 16:00 - "Сказочник" (2001)
25 октября 18:30 - "Одержимость" (1942)
28 октября 16:00 - "Чункинский экспресс" (1994)
4 октября 18:30
" Токийская история " (TOKYO STORY)
Год:1953
Жанр: драма
Страна: Япония
Длительность:130 мин
Режиссер: Ясудзиро Одзу
В ролях: Эйджиро Тоно, Киоко Кагава, Чишу Рюи, Чиеко Хигашияма, Кунико Мийяке, Харуко Сугимура, Нобуо Накамура, Со Ямамура, Широ Осака, Сетсуко Хара
Премии: Фильм включен в десятку лучших фильмов всех времен по опросу кинокритиков (журнал “Sight and Sound”).
Шедевр Одзу “Токийская повесть” одновременно является вехой в японском кино. Пожилая супружеская пара едут со своей младшей дочерью в Токио навестить своих детей: сына, ставшего доктором, и дочь, открывую салон красоты. Дети слишком заняты, чтобы заниматься с родителями, и отсылают их на курорт. После бессонной ночи на шумном курорте родители возвращаются в Токио. Перед тем как уехать, мать проводит ночь с вдовой другого сына, а отец встречается со своими старыми, пьющими дружками. Выходит так, что только вдова сына оказывает старикам достойный прием с любовью и вниманием, которые им так нужны. У собственных детей скоро будет причина пожалеть о своем пренебрежении родителями, но к этому моменту эмоциональные связи уже будут обрезаны. Нет ничего удивительного в том, что они так легко возвращаются к жизни, в которой они поглощены только самими собой. В кратком пересказе фильм может показаться простым и скромным, но картина Одзу обладает незаурядной мощью, и зрителю только нужно проникнуться им. Одзу снимает с использованием специальной камеры, создавая эффект “татами” - ведь в доме японцы большую часть времени проводят на коленях или сидя на полу. От этого возникает впечатление, что ты видишь мир глазами японца. Одзу выработал свой режиссерский стиль, тесно связанный с традиционной эстетикой японского искусства. Для его фильмов характерны отсутствие острых драматических коллизий, спокойная композиция, линейное развитие времени, простейший монтаж, замедленность действия, долгие общие планы (снятые неподвижной, фронтально низко расположенной камерой), четкость и ясность кадров, отсутствие затемнений и наплывов. После войны режиссер создает картины, причисленные к шедеврам мирового кино. Главная тема послевоенных работ Одзу — распад традиционной семьи. Фильмы опираются на несколько сюжетных каркасов, но в них одна главная мысль — жизнь такова и таков порядок вещей. В своих пронизанных печалью фильмах Одзу воспел привычные семейные ценности, с грустью отмечая их постепенное обесценивание.
7 октября 16:00
" Дрифтвуд " (Driftwood)
Год:1996
Жанр: лирическая драма с элементами триллера
Страна: Ирландия
Длительность:95 мин.
Режиссер: Ронан О’Лири
В ролях: Анн Броше, Джеймс Спейдер
ВНИМАНИЕ: фильм озвучен членами иркутского киноклуба
Этот камерный фильм, наполненный ирландскими мелодиями, целиком снятый на природе, - ирландская вариация на тему “Женщины в песках”. Сара (франц. звезда А.Броше, “Все утра мира”) - скульптор по дереву (древесину приносит море), она живёт совсем одна на малолюдном холодном острове, на западе Ирландии. Однажды море “приносит” ей мужчину - у него сломана нога, и он не помнит, кто он. Сара выхаживает его, и совершенно естественно между ними возникает любовь. Но ведь он выздоровеет и уйдёт! Они всегда уходят... Сара “советуется” с видением покойной матери (от которой также в своё время ушёл муж - “сама виновата, была безвольна, позволила уйти!) и со своими скульптурами, похожими на языческих богов, - живя в одиночестве, она привыкла с ними “общаться”. Постепенно мужчина начинает понимать, что с Сарой не всё в порядке, а ему, как любому мужчине, необходима прежде всего свобода; главным стремлением для него становится - вырваться с острова. Сара делает всё, чтобы создать у мужчины представление, что они одни на острове и что выбраться отсюда невозможно; если поблизости появляются люди, она их устраняет - любыми способами...
11 октября 18:30
" Глаза без лица " (EYES WITHOUT A FACE)
Год:1959
Жанр: триллер/психологический хоррор по роману Жана Редона
Страна: Франция
Длительность:94 мин.
Режиссер: Жорж Франжю
В ролях: Пьер Брассер, Алида Вали, Эдит Скоб, Франсуа Герен, Жюльет Мэйнель, Беатрис Альтариба
Жорж Франжю - известный создатель фантастических фильмов, чья картина “Глаза без лица” вошла в анналы мировой классики. Стильный хоррор с хорошим саспенсом пугает сценами из клинических операций и показом изуродованных лиц. Режиссер выбрал старомодную манеру для развития сюжета, и это придает фильму шарм. Лицо дочери пластического хирурга изуродовано в результате несчастного случая. При помощи женщины, которой он в свое время спас лицо (А.Валли) (она всегда ходит с ниткой жемчуга на шее, скрывающей шрам от операции), он обманом затаскивает к себе в клинику одну за другой юных девушек и пытается пересадить их лица своей дочери. Все операции заканчиваются неудачей - чужая кожа отторгается организмом Кристиан. Она вынуждена ходит в маске (видны только ее глаза), и, звоня жениху, молчать в трубку (он, как и все, думает, что она погибла)..
14 октября 16:00
" Три кроны для моряка " (Les trois couronnes du matelot)
Год: 1983
Жанр: фэнтези, драма
Страна: Франция
Длительность: 117 мин
Режиссер: Рауль Руис
В ролях: Жан-Бернар Гильо, Филипп Депланш, Жан Баден
В основе лежит чилийский миф о Корабле Смерти.
Дмитрий Волчек: Впервые я увидел фильм Рауля Руиса - это были "Три кроны матроса" - в 84-м году на полуподпольном просмотре, крутили кино в страшном подвале; копию одолжил на вечер меценатствующий атташе французского консульства в Петербурге. Помню чувство ошеломления - картина была настолько непохожа на все, что я видел прежде, казалось такой загадочной и алогичной, что даже фильмы Бунюэля в сравнении с ней представлялись казенным реализмом. Только сейчас, двадцать лет спустя, встретившись с Раулем Руисом на кинофестивале в Роттердаме, я узнал, что "Три кроны матроса" стали неожиданностью и для продюсеров, ожидавших, что Руис смастерит по их заказу приключенческий телесериал.
Рауль Руис: Это был единственный фильм, который уцелел из сериала. С ним возникла опасность другого рода - он пользовался слишком большим успехом. И я испугался, постарался уничтожить этот успех и сделать фильм, который никому не понравится. Это то, что я ненавижу - быть популярным. Это была ложная идея французских левых - делать большое, популярное искусство. Ложная, потому что популярность - это ничто. "Популярность" означает, что всем нравится фильм. А это ведь ужасно.
18 октября 18:30
" Головокружение " (Vertigo)
Год:1958
Жанр: постмодернистский психоделический триллер/детектив
Страна: США
Длительность:128 мин.
Режиссер: Альфред Хичкок
В ролях: Стюарт Джеймс, Новак Ким, Геддес Барбара Бел, Хелмор Том, Джоунс Генри, Корби Эллен
Премии: ОСКАР (1959),приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне за лучшую мужскую роль
Фильм снят по роману, специально сочиненному известными мастерами детективного жанра Буало и Нарсежаком в расчете на хичкоковскую экранизацию. Бывший детектив Фергюсон, страдающий страхом высоты (Джеймс Стюарт), влюбляется в блондинку Мадлен (Ким Новак), за которой ему поручено последить, но он не может удержать ее от прыжка с церковной колокольни. После нервного потрясения и болезни Фергюсон встречает на улице брюнетку по имени Джуди, как две капли воды похожую на его мертвую возлюбленную. Джуди утверждает, что не имеет никакого отношения к Мадлен, но Фергюсона болезненно влечет к ней.. Хичкок сознательно раскрывает загадку не в конце, как в книге, а за полчаса до конца фильма. Похоже режиссера увлек не столько сам сюжет, сколько необычайная любовная история, манипулирование чувствами другого человека. В итоге получился, чуть ли не самый сложный и многозначительный фильм мастера, своим новаторством намного опередивший свое время. Головокружение, кинокартина, осмеянная в момент выхода на экраны, впоследствии по праву стала считаться одной из вершин кинематографа и одной из лучших ролей великого актера Джеймса Стюарта. Довольно странная и не слишком правдоподобная фабула смогла вместить в себя темы болезненной мистики, жизни после смерти, жизни-сна, двойничества, клонирования, симулякра - темы, актуальные для послевоенной цивилизации. Сам Хичкок утверждал: «Меня увлекли попытки героя воссоздать образ мертвой женщины с помощью другой, живой. Проще говоря, мужчина хочет лечь в постель с женщиной, которая мертва. Это своего рода некрофилия». Многие критики считают «Головокружение» лучшим и самым глубоким фильмом Хичкока. Если в целом Хичкок вошел в историю кино как модернист, то, начиная с «Головокружения», в его творчестве, несомненно, появились элементы постмодернизма, которые потом мощно повлияли на весь мировой кинематограф. Прямые цитаты из «Головокружения» можно обнаружить в фильмах Бунюэля («Этот смутный объект желаний»), Антониони («Профессия: репортер»), Линча («Шоссе в никуда»), Феррары («Затмение»). Это наиболее дискутируемая работа мастера, безнадежно сардоническая и требующая многократного просмотра. Самая личная и пугающе саморазоблачающая картина Хичкока, “Головокружение” по сути, является признанием Хичкока перед своими зрителями в том, что его одержимость и желание переделывать женщин заключаются в персонаже Стюарта, а идеальная женщина Хичкока заключена в Мадлен. “Головокружение” - это также шедевр кино, в котором есть одно из наиболее значительных технических открытий за всю его историю - тележка убирается, зум в кадре, что визуально передает подташнивающее ощущение головокружения. В результате получился кадр только Хичкоковский, какого ранее не было ни в одном фильме, кадр, который всегда будет нести его печать.
21 октября 16:00
" Сказочник " (Storytelling)
Год:2001
Жанр: экзистенциальная трагикдмедия
Страна: США
Длительность: 87 мин
Режиссер: Тодд Солондз
В ролях: Джон Гудман, Лео Фицпатрик, Роберт Уисдом, Сельма Блэр
Фильм разбит на 2 новеллы. Первая называется “Fiction”. Одинокая белая девушка ходит на литсеминар и как-то вечером навещает на дому чернокожего учителя. Крича “Fuck me nigger”, она забывает, что расизм - это нехорошо. А потом без зазрения совести делает из мультикультурного интима рассказ и зачитывает его на семинаре.
Вторая новелла о съемках документального фильма о типичной семье называется “Non-Fiction”. Как и в “Счастье”, Солондз опять озабочен деградацией семьи. Такое постоянство наводит на мысль, что в этом есть что-то личное. На самом деле режиссер вырос в благополучной семье и только из генетического кода узнал о целом спектре семейных кошмаров и депрессий.
Солондз еще один патентованный еврейский интеллигент в американском кино. Как и братья Коэны, он обожает Джона Гудмана, который своей повышенной физической и артистической массой придал большей весомости “Сказочнику”. Как и Вуди Аллен, Солондз делает кино о людях своего круга и клана. В отличие от Вуди, не игнорирует живописный компонент нац- и секс-меньшинств. Недаром Village Voice опознала в некоторых героях (писатель, режиссер) реальные прототипы Гринич-вилледж.
Впрочем, Солондз и его герои смеются исключительно над собой. Когда у режиссера спрашивают, законченный он пессимист или все-таки нет, он отвечает: “Если ты проснулся утром, это уже удача”.
25 октября 18:30
" Одержимость " (OSSESSIONE)
Год: 1942
Жанр: стилизованная криминальная драма/фильм-нуар
Страна: Италия
Длительность:112 мин.
Режиссер: Лукино Висконти
В ролях: Клара Каламаи, Массимо Джиротти Хуан Де Ланда, Элиа Маркуццо, Диа Кристани, Витторио Дузе Микеле Риккардине, Микеле Сакара
Первый фильм режиссера - экранизация романа Джеймса М. Кэйна "Почтальон всегда звонит дважды" (также экранизированного в Америке), действие которого он перенес в итальянскую провинцию. Это история любви, адюльтера и убийства. Джино, бродягу и кочевника по натуре (Массимо Джиротти), рассматривающего любую привязанность как обузу, жизнь сталкивает с Джованной и ее мужем, отвратительным до гротеска стариком. Историю этой парочки можно рассказать с первого взгляда - молодая, красивая, страстная, вышла замуж ради денег. Вскоре у Джованны при взгляде на чужака уже сыплются искры - в воздухе пахнет кровью. Несмотря на однозначную принадлежность сюжета к film noir, картину часто называют предвестником неореализма. "Одержимость" была снята в итальянской деревне, и народ показан в своей естественной среде. Фашистское правительство в те времена контролировало все и вся. Поэтому Висконти пришлось согласовать сценарий с цензурой, которая ничего плохого в содержании не нашла. Но вот когда фильм был готов, цензоры были шокированы и положили фильм на полку, где он пролежал до тех пор, пока не понравился Муссолини. Конфликт между совестью, моралью и неконтролируемой страстью, необходимостью сохранять стабильность, обеспеченность и желанием личной свободы заявлен в первом фильме Висконти с замечательной силой.
28 октября 16:00
" Чункинский экспресс " (Chongqing senlin)
Год: 1994
Жанр: арт-романтическая драма, снятая в стилистике интеллектуального клипа
Страна: Гонконг
Длительность:100 мин.
Режиссер: Вонг Кар Вай
В ролях: Такеси Канесиро, Бриджит Лиин, Тони Леунг
Премии: 4 награды Гонконгской киноакадемии
Я не мог удержаться от слез, когда его смотрел, и не потому. что фильм такой печальный. просто я был невероятно счастлив. что могу так любить его” /Квентин Тарантино/.
Молодой полицейский, которого недавно бросила девушка, влюбляется в незнакомку, а она оказалась наркодилером. Другой полицейский, которого тоже бросила возлюбленная, знакомится с девушкой из закусочной и становится объектом ее тайного ухаживания.. Комедия? Мелодрама? Криминальная лента? “Чункинский экспресс” трудно вогнать в жанровые рамки. Именно благодаря этой ленте весь мир узнал. что в Гонконге умеют делать не только кино с боевыми искусствами, но и постмодернистские. Арт-хаусные полотна, насыщенные неожиданными художественными ходами. Возможно не с первого взгляда, но в хаотичном “Экспрессе” вам откроется причудливый мир Кар-Вая. в котором движения камеры говорят больше. чем реплики персонажей. Фильм произвел такое впечатление на К.Тарантино. что он лично занялся организацией ее американского проката. Празднуя 1 Мая, свой день рождения и месяц с момента, когда подруга Май его бросила, коп N223 (Канесиро) звонит всем своим прошлым девушкам, съедает 30 просроченных банок консервированных ананасов, ловит преступника, выблевывает ананасы и решает влюбиться в первую встречную. Другой коп, N663 (Люнг), также теряет одну возлюбленную и обретает новую - буфетчицу Фэй, которая проникает к нему в квартиру и живет с его вещами, пока его нет. Истории, как и люди, мимолетно пересекаются и разлетаются в стороны, чтобы так друг о друге и не забыть. Копы тщетно ждут звонков в телефонных будках. Курят, обволакивая дымом стаканы. Звучит “California dreamin`” The Mamas аnd the Papas. Неон отражается в темных очках, отражающихся в витринах. Стеклобетонный Гонконг то погружается под воду, увиденный “рыбьим глазом” широкоугольного объектива, то, визжа и смазываясь, проносится мимо.
Дешевый, мобильный и необычайно броский “Экспресс”, снятый в перерыве между съемками исторического “Пепла времени”, в одночасье сделал Вонга самым модным режиссером. Неспроста: Вонг первым проделал так необходимую операцию - примирил эстетику клипа с настоящим арт-кино. Когда фильм вышел, казалось, что пропустить его - значит, не попасть на экспресс, идущий в будущее кинематографа. Будущее наступило, и теперь это чувство кажется приятным воспоминанием.