Размышления, безусловно, очень полезны.. Армады чувств, которые внутри вас проводят хитроумные бои, уходя вникуда и выходя из ниоткуда, могут, переведя ум во время, выразиться сухим листиком логики, формулой, выводом, в общем - правильной, ёмкой и краткой мыслью... Читывая недавно, как ни странно, методические рекомендации по курсу истории образования, творог "софистика" в моей голове значительно преобразовался.. Настолько значительно, чтобы сделать нижеследующий вывод.. хотя, подождите! Был катализатор - очень своевременный, очень ясный и резонирующий внутри меня - образ Наркомана из нового сериала 1-ого канала. Но об этом - другая тема..
Та формация, что мы видим сейчас - смех и слёзы, частичка актёра в каждом, говорим от чистого сердца, но не то, что думаем, страшные вещи, но шутя, объединять в себе несколько лиц, время от времени в каждом из них выступая - ни что иное, как софистика... неософистика!
Но, дабы не быть голословным - помещу кой какой материал:
"СОФИСТЫ
«Слово есть великий властелин, который... совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх прогнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить... Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет... Из речей одни печалят, другие радуют, третьи уст¬рашают, четвертые обозляют, некоторые же отравляют и околдовывают душу, склоняя ее к чему-нибудь дурному» (1, с. 29—30).
Софисты не только построили первую теорию словесного воздействия, но и воплощали ее в своей риторико-педагогической деятельности, и именно своим умением обучить путям и средствам словесного воздействия гордились. Искусный оратор и спорщик мог состояться и прославиться преж¬де всего как признанный учитель красноречия. Знаменитый Протагор, автор трактатов «Искусство спорить», «Повелительное слово», «Прения», считается основателем риторики; он первым выделил и оценил такие «части речи», как просьба, вопрос, ответ и приказание.
Обучая красноречию, софисты присвоили себе право преподать и мудрость, и добродетель. Насколько сильно было воздействие мастеров красноречия на умы сограждан, можно судить хотя бы по тому факту, что Критий (дядя Платона), известный философ и оратор, став одним из афинских тиранов, законодательно запретил «учить искусству говорить» (1, с. 31).
Риторика софистов, получившая в риторических работах название риторики убеждения, по сути, не столько мастерство убеждения, сколько искусство манипулирования слушателем; в этом и смысл ее, и цель, отсюда и ее специфика. Не только не гнушаясь, но скорее гордясь и даже бахвалясь умением использовать разнообразные словесные трюки, построенные то на игре значений многозначного слова, то на совпадениях форм слов и пр., софисты демонстрировали блестящие (и тонко разработанные) способы убедить кого угодно и в чем угодно.
Для софистов истинно то и только то, что убеждает слушателя: «речь, искусно составленная, но не соответствующая истине, более всего нравится народной массе и убеждает ее» (1, с.ЗО). Необходимость для гражданина греческого полиса обладать умением воздействовать на толлу понятна.
«Манипуляторная» риторика, таким образом, возникает еще в античности —■ как порождение и необходимый инструмент афинской демократии. Решения, принимаемые на собрании, реально зависели от мнения аудитории — и соответственно мастерства оратора. Интересно, что и в новое время демократические формы власти и способы принятия решений вызывают к жизни речевой идеал, весьма близкий к софистической «воздействующей» риторике.
1. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. - М~ 1969."
Не претендуя на особую проработанность. тем не менее здесь наиболее кратко, ёмко и достоверно ихложена суть времён: убеждение - вне зависимости от истинности, искуство манипулирования, ведения масс, истина не важна.
Что же мы видим сейчас: вокруг тысячи клоунов, как и сами мы).. Лишь потому, что мы и сами видим только эту тысячу, видели бы больше - больше б было..) Менять лица, как бумажные маски, интонации, ужимки, не свои фразы. Вместе с тем - истина уходит.. В итоге же - добиться лишь словами каждый может своего, лишь дестами и положениями... Но истина - её нет).. Что же ложное достигнуть - оно исчезнет, его уже нет...
Однако же - пусть выводы сделает тот, кто дочитал до этих строк.. Мне таки кажется, что сейчас достиг того чего хотел я - картина на мой взгляж полностью открылась - теперь можно думать и о своих метаниях - не сомневаясь - лжёт ли глаз)..