из интервью с А.Ториком:
"- Как пришла идея написать книгу «Димон»?
- Сюжет сам по себе прост. Есть античная пьеса «Орфей и Эвридика», где главный герой Орфей за своей возлюбленной спускается в ад. Эту идею я и взял за основу книги «Димон».
Прообразом Димона является один мой прихожанин, который у меня алтарничал. По натуре он точно такой же, как герой в книге. Тоже рыжий, тоже компьютерный наркоман, тоже «охламон», но при этом очень хороший, душевный парень. Много лет его знаю. Вы себе представить не можете, сколько я с ним сражался.
В 14-15 лет у подростков начинается сложный период, с Димоном же была просто беда. К тому же он рос без папы, мама одна его воспитывала. Как и все рыжие, он очень энергичный – намучились же мы с ним. Забирали у него шнуры от компьютера, выкрадывали системный блок… Что только мы ни делали, чтобы изменить его отношение к компьютеру!
Это был период активных «боевых действий». Потом Димон потихонечку стал взрослеть. Наблюдая за ним, я заметил, что, несмотря на все его «охламонство», в глубине души он очень хороший, чистой души человек, способный на настоящую любовь и на подвиг. Если же человек, особенно мужчина, не способен на подвиг – отдать себя за того, кого ты любишь, – то это не мужчина и, в общем-то, не человек, по крайней мере, не христианин – сто процентов.
Молодые люди должны знать: мужчину от «немужчины» отличает способность пожертвовать собой ради того, кого ты любишь. А в этом Димоне я эту способность увидел и вижу: мы с ним периодически общаемся до сих пор. Ему, правда, будет уже 25 лет – в общем, теперь это достаточно большой «охламон».
- В общем, в своей книге вы отвели ему роль Орфея?
- Да, «Димон» – это своего рода «ремейк» драмы «Орфей и Эвридика»: человек пошел в ад за своей возлюбленной. А дальше на этот сюжет наложились мытарства.
Когда я подошел к эпизоду, в котором описывается решимость главного героя спуститься за душой Маринки в ад через терминал, в этот самый момент мне в руки попала книга А.И. Осипова «Посмертная жизнь души». Случайного ничего нет. У Блеза Паскаля есть гениальная фраза: «Случай – это псевдоним, который избрал себе Господь Бог». Я еще даже не начал думать о том, как будет выглядеть «терминал», через который главный герой попадет на тот свет, когда, благодаря книге, вдруг понял, каким он должен быть.
Мы привыкли к описанию мытарств по блаженной Феодоре. Но образы мытарств, описанные Феодорой, – это всего лишь художественные образы, соответствующие уровню познания мира того времени, той культурной среде, где находилась блаженная. Чтобы передать свои ощущения, переживания того, как ей было страшно, она использовала понятные ей и её современникам образы. Эти образы мытарств по Феодоре архаичны, они соответствуют той эпохе, тому времени и даже быту, в котором люди жили.
Христос пришел и говорил понятиями, в которых жили окружавшие его люди: поле, виноград, пастырь и овцы. Сейчас удобно оперировать теми вещами (автомобилями, компьютерами), которые окружают нас в повседневной жизни, они нам привычны. А на основании связанных с ними ассоциаций проще объяснять сложные вещи духовного порядка.
Вот если бы сейчас Феодора описывала свои переживания, она бы сказала, что, к примеру, привели меня на первое мытарство, за компьютерным столиком сидит, скажем, бес и показывает на экране все мои грехи, которые в данном мытарстве истязуются. А Ангел-Хранитель берет, например, банковскую карточку, проводит по автомату… раз – с нее снялась сумма, достаточная для искупления данных грехов, и я прошла дальше!
Алексей Ильич Осипов принципиально другую модель нам предложил в своей книжке «Посмертная жизнь души», причем, не изобретенную им самим, а на основании Святых Отцов. Он всегда аргументирует свои мнения четкими выкладками из святоотеческих творений.
Там есть большая цитата святого Феофана Затворника, который говорит о мытарствах. Я дословно, конечно, воспроизвести не смогу, но смысл такой. Святитель говорит, что, вполне возможно, на мытарствах не будет происходить суд как таковой: есть грех – есть доброе дело, значит, есть, чем «заплатить»… Вполне возможно, что демоны будут представлять душе нечто соблазнительное, к чему она имела привязанность в земной жизни. Если это соблазнительное окажется настолько сильным, что душа подумает: «Вот он, мой рай», – и согласится там остаться, то бесы возьмут свою власть над этой душой и для нее начнутся мучения.
Я сейчас попытался по памяти передать смысл сказанного святителем Феофаном, а в книге Алексея Ильича можно прочитать эту цитату полностью. Оттолкнувшись от этой модели, я и построил тот художественный образ «терминала», который описан в «Димоне»."
http://www.pravmir.ru/nepridumannye-ist ... ra-torika/