По Иркутску с недавних пор курсирует ретротрамвай, выпущенный в 60-х годах прошлого века.
Здесь проводят экскурсии по историческим улицам столицы Приангарья. Скорость ретротранспорт развивает много меньше своих современных собратьев, поэтому гид успевает рассказать о многих примечательных местах Иркутска. Корреспондент «Сибирского энергетика» на время стал туристом, побывав на одной из таких экскурсий.
«Зачем большие окна трамваю»
«Внешне он совершенно другой. Выпуска 60-х годов, он почти ничем не уступает современным трамваям. На него поставили новое оборудование, в управлении совершенно несложный» – с такими словами встретил корреспондента «Сибирского энергетика» водитель ретротрамвая Станислав Мусатов. Мужчина водит раритетный транспорт по улицам Иркутска уже почти два года – практически с того момента, как МУП «Иркутскгорэлектротранс» запустило новый проект с участием трамвая. Сейчас, признаёт Вячеслав, он знает его как свои пять пальцев, «управлять с закрытыми глазами смог бы, если дорожная ситуация позволит».
Этот трамвай из прошлого единственный сохранившийся в Приангарье. В 1965 году он был выпущен на Рижском вагонном заводе. Подобные трамваи в 1970–80-х годах курсировали по всей стране. Но появлялись новые модели, старые сдавали в утиль. Когда возникла идея пустить по улицам областного центра ретротрамвай, за последним сохранившимся экземпляром пришлось обращаться к соседям. Трамвай, на котором сейчас проводят экскурсии, свой век единицы общественного транспорта отработал на рельсах в Ангарске.
На реконструкцию транспортного средства ушёл почти год. Запчасти собирали со всех уголков страны. Сейчас в трамвае аутентичные поручни, сиденья, фары. Единственное видное невооружённым глазом новшество – современная звуковая аппаратура. Остальное могут определить только профессионалы. «Здесь заменили пневматический тормоз. Устанавливать пневматическое оборудование было очень дорого. Поэтому здесь более современные виды тормозов – электромагнитный привод», – рассказал Станислав Мусатов по дороге в гараж, там на третьей канаве его ожидает ретротрамвай.
Красно-жёлтый вагончик с закруглёнными углами похож на игрушечную модель. В длину он короче своих современных собратьев. Салон восстанавливали по воспоминаниям работников предприятия, которые ездили на таких трамваях в прошлом столетии. Пригодились и фотографии из Интернета. В иркутском ретротрамвае сохранили прежней кабину водителя. В ней оставили даже рычаг для пневматического тормоза, но он не более чем бутафория «для украшения». Не изменился и пульт управления. Из нового – небольшие наклейки с подписями, какой датчик за что отвечает.
«Сейчас мы поедем в Солнечный, там развернёмся, а затем заберём пассажиров на остановке «Улица 30-й дивизии». Расписание составлено с точностью до минут, опаздывать нельзя». Трамвай под управлением Станислава издаёт три сигнальных гудка и выезжает из канавы. Возле трампарка на путях большое количество стрелок, почти через каждые 200–300 метров водителю приходится останавливать движение и переключать стрелки вручную с помощью небольшого ломика. Дальше движение будет без таких технических остановок: старину на колесах неоднократно обкатали по различным трамвайным маршрутам города, везде он подошёл под современное оборудование дороги.
Ретротрамвай сразу привлекает внимание горожан: дети машут руками, автомобилисты сигналят. С трамвайного депо, которое находится на Партизанской, до микрорайона Солнечный трамвай из прошлого доехал меньше чем за 10 минут. Но с какой точно скоростью он двигался, определить невозможно: на панели управления нет спидометра. Так было изначально, монтировать его не стали. «Водители трамваев уже на глаз могут определить скорость. Сейчас мы едем километров 25. Во время экскурсии скорость 35 километров в час. На современных трамваях скорость около 40–45 километров», – рассказал Станислав. По пути в Солнечный пожилые иркутяне не раз пытались остановить трамвай. «Люди преклонного возраста помнят такие трамваи, когда они ходили по улицам Иркутска. Поэтому часто вижу, как они возмущаются на остановках в недоумении, почему я не остановился. Остальные горожане встречают с улыбками такую красоту. Вечером трамвай ещё светится: по периметру окон пустили подсветку. Так раньше не было, это уже современная находка», – добавил Станислав.
Иркутское наследие
Обычно ретротрамвай горожане заказывают для прогулок по Иркутску на дни рождения и корпоративы. Чаще всего пассажирами старинного транспорта становятся дети, все экскурсии специально адаптированы для них. С лета этого года гидом на ретротрамвае работает Лариса Савельева. Женщина предлагает взглянуть на исторические места столицы Приангарья через окна трамвая. На этот раз на экскурсию пришли школьницы. Сняв верхнюю одежду (в салоне поддерживается комнатная температура), они долго разглядывали обивку сидений, почти прижимались лицами к окнам, чтобы рассмотреть трамвай из прошлого.
«Мы с вами отъехали от остановки, которая называется «Улица 30-й дивизии». Это название очень примечательное и дорогое для иркутян. Полное название дивизии – гвардейская Иркутско-Пинская орденов Ленина и Октябрьской революции трижды Краснознамённая ордена Суворова мотострелковая дивизия имени Верховного Совета РСФСР. В этом названии отразились все заслуги 30-й дивизии, которые у неё были с 1918 года и до времени завершения её существования. Дивизия образовалась путём слияния партизанских отрядов южно-уральских рабочих и регулярной части Красной Армии. Она вошла первой в Иркутск 7 марта 1920 года, когда здесь установилась советская власть», – сразу приступила к рассказу Лариса Ивановна. За час женщине предстоит поведать хоть немного обо всех улицах, которые встретятся на пути следования старины на колесах.
Трамвай двинулся по улице Депутатской. Стук колёс создал особую атмосферу для восприятия информации. Девчонки, которые каждый день проезжают мимо этих мест, вдруг стали озираться, показывать на дома за окнами.
Экскурсионный трамвай приближается к пересечению с улицей 1-й Советской, которая раньше называлась 1-й Иерусалимской. «Сейчас слева вы видите танк – на нём написано «Иркутский комсомолец». Танк так называется потому, что иркутские комсомольцы – горожане и жители области – построили две танковые колонны во время Великой Отечественной войны. Первая танковая колонна была в мае 1942 года передана танкистам под Москвой. Все восемь переданных танков были в том же году подбиты фашистами. Они не сохранились. Кроме того, в Иркутске была построена ещё одна танковая колонна. Она называлась «Иркутский железнодорожник». Танки железнодорожников пришли первыми в Берлин с юго-западной стороны», – всё это Лариса Ивановна произносит в микрофон. Трамвай не самый тихий вид транспорта, поэтому специально для экскурсий здесь установили современную звуковую аппаратуру.
Под уклон трамвай прибавил скорость, уже через пару минут он оказался возле остановки «Музей декабристов». «Мы с вами видим за остановкой шпиль и купола Преображенской церкви. Справа от этой церкви стоит дом декабриста князя Волконского, в котором сейчас размещается музей декабристов. Недалеко отсюда, на улице Дзержинского, находится дом-музей князя Трубецкого. Но надо сказать, что дом этот Трубецкие купили, однако сами в нём не жили. Они приобели его для своей дочери, которая вышла замуж за кяхтинского чиновника. А сама семья Трубецкого, его жена и дети, жили в другом доме, который находился недалеко от Знаменского собора в нынешнем предместье Марата». В этой части города большое количество знаменательных мест, чтобы девочки запомнили как можно больше, экскурсовод все данные преподносит практически в справочном виде.
Ретротрамвай поворачивает на улицу Тимирязева, и школьницы сразу забывают о декабристах, разглядывая бесконечное множество торговых вывесок. «Посмотрите на этот неказистый дом, – обращает внимание своих подопечных Лариса Ивановна на серое двухэтажное здание недалеко от отреставрированной пожарной каланчи. – Это дом декабриста Муханова. Сейчас это не музей, простой жилой дом. Насколько мне известно, администрация города намерена и в этом здании разместить в ближайшее время экспозицию».
Приблизился Центральный рынок. Здесь, отметила экскурсовод, базар существовал издавна. В 1972 году на площади появился Торговый комплекс. Построили его на месте бывшей арсенальной части. Когда-то на протяжении долгого времени там располагался пороховой склад. Но город начал разрастаться, жилые дома стали подступать к опасному сооружению. Тогда арсенальную часть передислоцировали на берег Ангары, в Знаменское предместье, в бывшее помещение Адмиралтейства.
«Внимательно смотрите налево. Мы видим уникальный памятник архитектуры – действующую Крестовоздвиженскую церковь, которая не имеет ничего себе подобного на всей территории Сибири. В ней сочетаются элементы сибирского барокко и элементы буддийской отделки. Изучать этот памятник архитектуры и искусства приезжают искусствоведы, архитекторы из всех городов нашей страны и даже зарубежные учёные. Эта Крестовоздвиженская каменная церковь была построена на месте деревянной. Та, в свою очередь, в 1717–1719 годах была воздвигнута в память о победе русских войск под Полтавой под управлением императора Петра Первого над шведами. Но примерно через 40 лет деревянная церковь обветшала, тогда была построена вот эта каменная красота». Трамвай повернул на улицу Ленина, и бело-красная церковь с зелёными куполами осталась позади.
Железнодорожная история
«Трамвай повернул на улицу Степана Разина. Сейчас мы с вами видим дом с необыкновенными лепными украшениями в виде головы льва. Этот дом так и называли – дом со львами. Он был построен в 1910 году для братьев Бревновых. Купцы поселились здесь после того, как через Иркутск прошла железная дорога. Братья были предприимчивыми людьми. Они решили, что в Иркутске их дела можно организовать лучшим образом, нежели в родном Томске. Братья торговали всем – от спичек до бриллиантов. И за короткое время, не имея здесь никакой собственности, построили прилавки и жилые дома. Сейчас в здании со львами находится Дом литераторов», – рассказала экскурсовод.
Маршрут экскурсии проходил через Глазковский мост. Движение по нему было открыто в 1936 году. На тот момент это был единственный в мире цельножелезобетонный мост. Высота его центральных пролётов над водой составляет 80 метров. Это было сделано для того, чтобы под мостом свободно проходили пароходы. До строительства плотины в 1958 году через Иркутск был проложен пароходный путь.
Длина моста вместе со всеми съездами и выездами составляет 1245 метров. А ширина от одних перил до других 18 метров. Когда этот мост строили, для опалубки понадобилось 68 тысяч кубометров древесины и 45 тысяч кубометров бетона. Сейчас это средние цифры, но в середине прошлого века они казались огромными.
Часовая экскурсия продолжилась в Свердловском округе. В районе Глазковского предместья ещё в конце 19 века жили всего 49 мужчин и 62 женщины. Сейчас этот район считается одним из самых больших в Иркутске.
«Долгое время предместье было районом железнодорожников. Иркутский вокзал считается памятником архитектуры. Но изначально он не был таким великолепным. Первый поезд в Иркутск пришёл 16 августа 1868 года. Тогда к его приходу был построен одноэтажный вокзал с башенкой, который находился на месте современной части пригородных павильонов», – рассказала Лариса Ивановна. Когда началась русско-японская война, через Иркутск пошли большие потоки грузов, войск, а с востока – беженцев. Небольшое помещение не справлялось с нагрузкой. Поэтому в 1905-м началось строительство центральной части вокзала. Павильон для пассажиров пригородных электричек был построен лишь в 1964 году. Изначально он выглядел как большой стеклянный куб, но уже через четыре года, когда Иркутск отмечал столетие прихода первого поезда, вокзал реконструировали, чтобы он был выполнен в едином стиле.
«Любите город так, как люблю его я»
«Мы проехали по улице Терешковой. Эта улица в старину носила имя Кругобайкальская. Наши горожане, в первую очередь краеведы, настаивают на том, чтобы улицам были возвращены первоначальные названия. Пускай не всем, но хотя бы таким, как эта, Кругобайкальская. Потому что такая улица единственная во всём мире, нигде не может быть повторения. Именем Валентины Терешковой предлагают назвать любую другую улицу в новых микрорайонах», – рассказала экскурсовод, пока ретротрамвай поворачивал в район студгородка.
Сейчас вдоль трамвайных путей в студгородке развернулось большое жилищное строительство. Частный сектор разрастается как на дрожжах. Раньше здесь, по словам Ларисы Ивановны, были дачные участки. На трамвайном кольце ретротранспорт замедляет ход, экскурсовод обращает внимание пассажиров на кафедральный католический собор. «Он был построен в 1990-е годы специально для того, чтобы католики могли осуществлять свои службы», – рассказала Лариса Ивановна.
Час экскурсии подошёл к концу, трамвай направился в обратный путь. «Мы сейчас с вами снова возвращаемся к железнодорожному вокзалу. И я вам хочу рассказать о том, каким образом первый поезд прошёл через Иркут. Первый железнодорожный мост через эту бурную реку был деревянным. Когда на нём проводили испытания, начальник строительства сам сел с машинистом в паровоз и взял с собой пистолет. После того как поезд благополучно переехал мост, начальника строительства спросили, зачем ему пистолет. Он ответил: если бы просел этот мост, я бы тут же застрелился. Вот какое было чувство ответственности. Моя часть экскурсии закончилась, хочу, чтобы вы знали город и любили его так же, как люблю его я», – добавила напоследок экскурсовод Лариса Ивановна Савельева, экономист и юрист по образованию, с детства увлекающийся историей Иркутска.
Школьниц ретротрамвай повёз обратно до остановки, с которой всё начиналось, – «Улица 30-й дивизии». Затем он отправился в трамвайное депо ждать своего очередного выхода в свет.
Сибирский энергетик: 07 декабря 2012