3 февраля 16:00 - " РОЗЕНКРАНЦ и ГИЛЬДЕНСТЕРН МЕРТВЫ " (1990)
7 февраля 18:30 - " ПЕСНЬ ДОРОГИ " (1955)
10 февраля 16:00 - " ЗАБАВНЫЕ ИГРЫ " (1997)
14 февраля 18:30 - " ПАПА, УМЕР ДЕД МОРОЗ " (1992)
17 февраля 16:00 - " РОЖДЕНИЕ НАЦИИ " (1915)
21 февраля 18:30 - " ДИКАЯ БАНДА " (1969)
24 февраля 16:00 - " ИЛЛЮЗИОНИСТ " (1983)
28 февраля 18:30 - " ПРИЗРАК СВОБОДЫ" (1974)
3 февраля 16:00
"РОЗЕНКРАНЦ и ГИЛЬДЕНСТЕРН МЕРТВЫ" (ROSENCRANTZ & GUILDENSTERN ARE DEAD)
Год: 1990
Жанр: философско-парадоксальная историческая драма/постмодернистская абсурдистская трагикомедия в традициях британского “нонсенса”
Страна: Великобритания
Длительность: 113 мин.
Режиссер: Том Стоппард
В ролях: Тим Рот, Гэри Олдмэн, Ричард Дрейфусс
. Том Стоппард - один из лучших английских современных драматургов, известный своими экспериментами в области языка, драматической формы и философией. Много работал над адаптацией произведений ведущих романистов для экрана, включая Набокова (“Отчаяние” Фассбиндера), также сценарист “Бразилии” Гиллиама. В историю кино вошел как автор единственного снятого им общепризнанного шедевра - адаптировал и поставил собственную пьесу, написанную под вдохновением “Гамлета”.
История принца Гамлета увидена глазами эпизодических персонажей шекспировской пьесы, его слуг Розенкранца и Гильдестерна (блестящий дуэт Рота и Олдмэна), которые путешествуют по поручениям господ и - говорят, говорят... а интеллектуалы их любят и любят. Остроумные беседы героев в философско-парадоксальном ключе и традициях британского “нонсенса” оказались самым лакомым блюдом для московской интеллигенции, с 1990 г. это их неизменный горячий фаворит.
Сюжеты закончились: теперь главное в искусстве - выбрать ракурс почуднее.
7 февраля 18:30
" ПЕСНЬ ДОРОГИ " (Pather panchali)
Год: 1955
Жанр: семейная лирическая драма в духе неореализма
Страна: Индия
Длительность: 120мин.
Режиссер: Сатьяжит Рэй
В ролях: Кану Банерджи, Каруна Банерджи, Субир Банерджи, Ранки Банерджи, Рева Дэви, Хунибала Дэви
Премии: Приз основного жюри и упоминание экуменического жюри на МКФ в Каннах 1956, премия национального совета обозревателей за лучший иностранный фильм в США в 1958 году.
В маленькой бенгальской деревне в бедной семье родился ребенок Апу. Отец - поэт-мечтатель, который не может прокормить семью, мать измучена домашним хозяйством. Есть еще старенькая тетя, и все голодают. Старшая сестра Апу ворует в соседском саду фрукты, и это является поводом для бесконечных ссор семьи с богатыми соседями. Когда сестра умирает от простуды, родители решают бросить эту нищенскую жизнь, и вот Апу с родителями отправляется в Бенарес в повозке, запряженной волами…
Этот фильм создан на основе знаменитого бенгальского романа, близкого по духу и форме к “Детству” Горького. Рей уходит от стереотипов, заполонивших индийское кино. Большими событиями его жизни явились знакомство с итальянским неореализмом и работа ассистентом у Жана Ренуара. Его искусство основано на терпеливом наблюдении над жизнью; острое восприятие несправедливости, царящей в обществе, не мешает ему восторгаться всем, что прекрасно. Авторы пытается расслышать за пределами сложной жизни общества еле слышные звуки новой всемирной гармонии, которой постоянно грозит опасность. Фильм “Песнь дороги”, сопровождаемый незабываемой музыкой Рави Шанкара (цитра, флейта, табла) поражает тонким соотношением реализма и лиризма.
10 февраля 16:00
" ЗАБАВНЫЕ ИГРЫ " (Funny Games)
Год: 1997
Жанр: камерный триллер
Страна: Австрия
Длительность: 108 мин.
Режиссер: Михаэль Ханеке
В ролях: Франк Гирлинг, Арно Фриш, Ульрих Мюэ, Сюзанне Лотар
ВНИМАНИЕ: один из самых страшных фильмов в истории кино
Двое молодых парней (Фриш и Гирлинг) убивают семью (жену, мужа и сына-подростка), приехавшую на тихую австрийскую дачу у бюргерского озера. Убивают не спеша, для удовольствия. Сутки театрализованного садизма. Это один из самых страшных фильмов в истории кино, который физически трудно досмотреть до конца. Михаэль Ханеке - первейший киномизантроп современности и неуемный исследователь насилия. Из всех насилий для него важнейшим является то, которое порождено обществом. Ханеке доисследовался: после “Пианистки” изучаемое им под микроскопом общество признало его классиком. На момент “Забавных игр” Ханеке был уверен, что все мерзавцы сформированы масскультом и воспринимают кровь как нечто ненастоящее, киношное. Именно поэтому “Забавные игры” - принципиальный антифильм (чем и интересен). Фильм, направленный против кино как такового. Ханеке специально добивался того, чтобы зритель каждую секунду чувствовал себя неуютно. Вот не должна на переднем плане в кадре торчать башка, мешающая видеть, - а она торчит, мешает. Не случайно и то, что в фильме нет натурализма - все убийства (в отличие, например, от “Прирожденных убийц” Стоуна) совершаются за кадром. Ханеке понимал, что стоило ему показать убийства в кадре, как его антифильм превратится в нормальное типичное кино, станет модным развлечением. Отсюда и кадр с обратной перемоткой происходящего, - с помощью обычного пульта от видика. Хотя на немецкой афише фильм был охарактеризован, как "Такой же шокирующий, как "Заводной апельсин", такой же извращенный, как "Прирожденные убийцы"" (в качестве объектов сравнения выбраны как раз те фильмы, которые чаще всего и обвиняют в пропаганде насилия). В 2007 году Ханеке переснял свой же собственный фильм для более широкой (в данном случае американской) аудитории. В картине сыграют Наоми Уоттс, Майкл Питт и Тим Рот. Премьера в США 14 марта 2008.
.
14 февраля 18:30
" ПАПА, УМЕР ДЕД МОРОЗ "
Год: 1992
Жанр: питерский некрореализм: триллер
Страна: Россия
Длительность: 73 мин.
Режиссер: Евгений Юфит
В ролях: Владимир Маслов, Иван Ганжа, Людмила Козловская, Анатолий Егоров
Премии: Гран-при "Золотой Р" на фестивале авторского кино в Римини (Италия, 1993 г.)
Однажды герой фильма - ученый - просыпается у себя дома с твердым намерением уехать к двоюродному брату в деревню, чтобы закончить рассказ про мышь-бурозубку. Одновременно с этим школьник младших классов и одноногий старик с лицом, которое могло бы принадлежать пирату или мистику, расставляют ловушки в подземных коммуникациях города. Одинокий и безымянный путешественник по канализационным коридорам оказывается вполне подходящим на роль жертвенного агнца. Двоюродный брат ученого вместе со своей женой и всеми жителями деревни страдает странным заболеванием: все они безнадежно и страстно одержимы манией насилия и смерти. А впрочем, кажется, это не так уж и важно. Ведь городской ученый, озабоченный судьбой маленькой бурозубки, кажется, и сам вот-вот заразится этой болезнью. По-настоящему важно только то, что он сам не знает, кем станет: жертвой или убийцей.
И вот такая рецензия:
Кино? Где здесь, собственно, увидели кино, и о каком эксперименте идет речь? Хоть бы отбросы были восхитительно безобразны, и фактура их схвачена, и кадр выстроен, и свет… Кино, кино, а не убого-расплывчатая лужа в сознании творческой личности. Вы любите пивной ларек?.. А то фекальный фетишизм на Западе давно отошел, а понятие ритмической структуры к нам еще не приходило. Ну попортили пленочку, ну сняли «каляки-маляки» […] Можно, конечно, объявлять непрофессионализм новой эстетикой. Можно толковать о том, что гомосексуализм — не гомосексуализм вовсе, а символ — тюремно-лагерного, уголовного архетипа семидесятых, и «вчитывать» в фильмы другие глубокомысленные культурологические идеи. Можно анализировать некрореализм как явление социокультурное, отражение в определенном сознании нашей действительности и насмешку над ней. Можно, но противно.
Дарья Крижанская
Мужеложцы в холодной // Сеанс, № 2, 1991 г.
17 февраля 16:00
"РОЖДЕНИЕ НАЦИИ" (BIRTH OF A NATION, THE)
Год: 1915
Жанр: историческая драма по роману Т. Диксона “Человек клана”
Страна: США
Длительность:190 мин.
Режиссер: Д. У. Гриффит
В ролях: Лилиан Гиш, Мэй Марч, Генри Уолтхолл, Мириам Купер, Роберт Харрон
1869 год. Америка, истерзанная Гражданской войной. Две семьи испытывают все ее тяготы: Стоунмэн (которые сражаются за Союз) и Кэймрун (южане). Восстановление мира не успокаивает умы. Президент Линкольн убит экстремистом, массовые беспорядки подготавливаются продажными политиками, освободившиеся негры сеют смуту. Ку Клукс Клан восстановит порядок. Но до единства нации будет еще далеко..
Итогом новаторских кинопоисков Д.У. Гриффита стал полнометражный фильм "Рождение нации". Основной для фильма послужил откровенно расисткий роман Т. Диксона, в котором прославлялся ку-клус-клан. Сюжет фильма разворачивался в эпоху Гражданской войны и Реконструкции Юга США. Картина шла более трех часов и по продолжительности превосходила любую ранее снятую американскую картину. Провозглашенная шедевром киноискусства и снискавшая поразительный коммерческий успех, лента вызвала бурную полемику из-за тенденциозного подхода Гриффита к проблеме негритянского населения на юге США. Несмотря на это, фильм явился классическим образцом развития действия при помощи новых специфических выразительных средств. Композиция сцены, монтаж, операторская техника - все было подчинено кинематографическому видению.
Творчество Гриффита имело большое значение для развития мирового киноискусства. Стремясь обогатить кинематограф новыми средствами выразительности, Гриффит нашёл чисто кинематографический способ развития действия; в его фильмах кино обрело свой специфический художественный язык. Как постоянный и осмысленный приём он использовал параллельный монтаж и крупный план, служившие раньше только для случайных трюков, перестроил технику киносъёмки (применение движущейся кинокамеры, преодоление статичности кадра), использовал затемнения, наплывы, двойные экспозиции и т. д. Он также работал с актерами - разработал основной принцип игры в кинематографе, воспитал целую плеяду замечательных реалистических артистов ("школа Гриффита"): Лиллиан и Дороти Гиш, Мэри Пикфорд, Мей Марш, Ричарда Бартелмеса и др.
.
21 февраля 18:30
" ДИКАЯ БАНДА " (The Wild Bunch)
Год: 1969
Жанр: вестерн/криминальная драма
Страна: США
Длительность:145 мин.
Режиссер: Сэм Пекинпа
В ролях: Уильям Холден, Эрнест Боргнайн, Роберт Райан
Премии: Номинации на “Оскар” за лучший адаптированный сценарий и музыку
Один из самых известных вестернов, причисляемый самими американцами к классике жанра. К 60-м годам вестерн пришел почти в полный упадок. Новаторский вклад прославившегося после этой ленты Сэма Пекинпа заключался не в переосмыслении, осовременивании жанра, как в фильмах «Буч Кэссиди и Санденс Кид» Джорджа Роя Хилла и «Маленький Большой Человек» Артура Пенна, а в придании вестерну эпическо-мифологического звучания. Но, в отличие от предыдущих вестернов-фресок, воспевавших покорителей Дикого Запада, добродетели этих мужественных героев, Пекинпа создал сагу о насилии. Его персонажи — постаревшие, разуверившиеся, циничные и жестокие люди вне закона, для которых насилие стало формой существования. История банды, действующей на границе Техаса и Мексики (уже не в старые добрые времена завоевания Запада, а в 1913 году — в момент мексиканской революции и грядущей мировой войны), рассказана режиссером в жесткой, экспрессивной манере. Зрители конца 60-х годов были шокированы наличием в картине резких деталей и подробностей. Сейчас, когда зритель адаптировался к показу насилия на экране, а оригинальные находки Сэма Пекинпа растасканы и использованы в массе других кинолент, обращаешь внимание на главное — присущий постановщику эпический строй повествования. Трудно не оценить широкий размах и мастерство батальных сцен, великолепную операторскую работу Люсьена Балларда, отточенный, типично «вестерновский» диалог. «Визитной карточкой» Пекинпа всегда был изумительный, филигранно, с блеском выполненный монтаж, дающий неожиданные сопоставления как крупных сцен, так и отдельных кадров и выразительных деталей. Финальная перестрелка с использованием рапидных съемок заслуживает включения во все учебники по мастерству кинорежиссуры и искусству монтажа. Хотя в "Дикой банде" впервые у застреленного человека на экране из живота выпали кишки и впервые экран накрыла столь высокая волна насилия, фильм берет не рекордами, а предчувствием новой катастрофической эпохи. Злобный и вечно пьяный Пекинпа гениально почувствовал, что, когда все вокруг стало мертвое, все цвета исчезли и земля уходит из-под ног, можно только хохотать над вражеским трупом или своим - уже неважно.
24 февраля 16:00
" ИЛЛЮЗИОНИСТ " (De illusionist)
Год: 1983
Жанр: эстетская абсурдная комедия/драма
Страна: Нидерланды
Длительность: 90 мин
Режиссер: Йос Стеллинг
В ролях: Фрек Де Ионге, Джим ван Дер Вуде
Премии: приз за лучший игровой фильм и приз нидерландских кинокритиков на Нидерландском кинофестивале (1984); Приз публики на международном кинофестивале в Сан-Паулу (1985).
Этот суперэкстравагантный, абсурдно-сюрреалистический фильм, безусловно, талантливый, яркий, блистательный по актерскому и режиссерскому мастерству. Надо было обладать немалым чувством алогичного, эстетского юмора, чтобы воспринять комедию о семействе недоумков, полных идиотов. Они мечтают о создании цирка с настоящим иллюзионистом в своей маленькой, но аккуратной, чистенькой голландской деревушке с непременными ветряными мельницами на горизонте. Эту «шутку гения» почти без слов, пантомиму сумасшедших трактуют как комедию в стиле «слэпстик» или в манере английской группы «Монти Питон». В ленте Йоса Стеллинга, придуманной вместе с труппой оригинального комика Фрека Де Ионге, можно найти массу других влияний: напр., Чарли Чаплина и Бастера Китона (ведь он тоже играл с невозмутимым, «каменным» лицом). Но все это является несущественным по сравнению с трагическим и в конечном счете безысходным пафосом фильма о том мире, который словно сошел с ума, был подвергнут всеобщей тайной лоботомии, массовому оболваниванию. Тупоумные, дебильные сельские «иллюзионисты» — единственные нормальные люди, словно слепцы Питера Брейгеля или жалкие от незащищенности деформированные человечки Иеронима Босха — порождения фантазии двух голландских гениев или подсмотренные в жизни блаженные уродцы. А в творчестве необычно и необычайно талантливого Йоса Стеллинга «Иллюзионист» — вероятно, лучшая работа, во всяком случае, центральная и основополагающая, поскольку в ней развиваются мотивы ранних картин «Марикен из Неймегена» и «Элкерлик», средневековых ернических фарсов-моралите, и предвосхищаются более сюрреалистически-философские изыскания фильмов «Стрелочник» и «Летучий Голландец».
28 февраля 18:30
" ПРИЗРАК СВОБОДЫ" (Le Fantome De La Liberte)
Год: 1974
Жанр: сюрреалистическая драма/сатира
Страна: Франция
Длительность:100 мин.
Режиссер: Луис Бунюэль
В ролях: Жан-Клод Бриали, Адольфо Чели, Мишель Пикколи, Моника Витти, Жан Рошфор, Поль Франкер, Адриана Асти
. Об этом фильме всегда вспоминают в последнюю очередь. Он будто зажат в тиски между двумя шедеврами Бунюэля — «Скромным обаянием буржуазии» (1972) и «Этим смутным объектом желания» (1977), вместе с которыми «Призрак свободы» образует своеобразную трилогию на тему «неисполнимости задуманного». Опять же афористичное название извлечено из фразы, произнесенной в бунюэлевском фильме «Млечный путь» (1969): «Ваша свобода есть лишь призрак».
«Я хотел сделать фильм о случайности, о значительности случая», — так сам маэстро комментировал свой замысел. Он всегда с пиететом относился к его величеству Случаю и призывал допускать в нашу жизнь как можно больше всевозможных случайностей, которые, может, и путают карты, но всякий раз оставляют место человеческой свободе. Именно случай, по мнению Бунюэля, дает бесконечные возможности для самых неожиданных трансформаций, проявлений ума, чувств, воли… во всем их многообразии. Как настоящий, неисправимый сюрреалист, он из фильма в фильм продолжал выполнять главное предписание сюрреализма – раздражать публику. Бунюэль строит фильм как серию загадочных эпизодов, ни один из которых не имеет привычного смыслового завершения. Но если в «Скромном обаянии буржуазии» все время прерываемая процедура поглощения пищи использовалась как главный побудительный мотив и, в определенном смысле, как двигатель допускаемого сюжета, то в этом фильме вроде бы логически никак не связанные события объединяет в единую цепочку их очевидная парадоксальность.
Буржуа, собравшиеся на званый ужин, восседают за большим столом на… унитазах: спустивши штаны, они чинно ведут светскую беседу. А если кому-то вздумается насладиться едой, то для этого придется уединиться в туалетной комнате, чтобы в одиночку удовлетворить эту естественную потребность организма, которую у культурных людей не принято выставлять на всеобщее обозрение. Патриоты, которых приговорили к расстрелу, кричат перед смертью: «Да здравствуют оковы!». Молодой человек снимает в гостинице номер, чтобы исполнить давнюю свою мечту — переспать с пожилой няней, воспитывавшей его с младенчества. Некий импозантный дядечка дарит маленьким девочкам в парижском сквере подозрительные открытки, в результате зазевавшуюся служанку тут же увольняют за недосмотр. В голове зрителя уже вырисовывается конкретный криминал под названием порно, но тут автор предоставляет зрителю шанс удовлетворить любопытство: на открытках запечатлены всего лишь архитектурные достопримечательности французской столицы. Абсурд крепчает…
Этот фильм, может быть, больше, чем какой либо другой шедевр Бунюэля, соткан из противоположностей: смысла и бессмыслицы, логики и абсурда, святости и греха, которые автор пытается примирить друг с другом, всякий раз выворачивая наизнанку. В каждой сцене вещи и понятия меняют свои привычные значения на абсолютно им не свойственные. Во время этого процесса камня на камне не остается от главных человеческих ценностей – добродетели, веры, любви… Но Бунюэль не вытирает об них ноги, он их оплакивает.
Этот фильм уникален еще и тем, что здесь можно увидеть живого режиссера: среди четверых испанцев, которых расстреливают в самом начале, одного (бородача в сутане священника) сыграл сам маэстро, вообще-то не любивший сниматься.