2 декабря 16:00 – акция "Выбор редкого фильма -2007"
6 декабря 18:30 - "МАКС ЛИНДЕР. Сборник фильмов" (1908-1922)
9 декабря 16:00 - "СКАЗОЧНИК" (2001)
13 декабря 18:30 - "ГИБЕЛЬ БОГОВ" (1969)
16 декабря 16:00 - "ПРОЩАЙ, МОЯ НАЛОЖНИЦА " (1993)
20 декабря 18:30 - "ОКРАИНА " (1933)
23 декабря 16:00 - "НОВЫЕ СКАЗКИ БРАТЬЕВ ГРИММ " (2003)
27 декабря 18:30 - "ВЕЛИКАЯ ИЛЛЮЗИЯ" (1937)
30 декабря 16:00 - "ПОСЛЕДНИЙ КИНОСЕАНС" (1971)
2 декабря 16:00
акция "Выбор редкого фильма -2007"
Зрители сами выберут фильм из предложенного списка редких фильмов.
Фильм- сюрприз. Обсуждение здесь. http://community.livejournal.com/35_frame
6 декабря 18:30
"МАКС ЛИНДЕР. Сборник фильмов"
Год: 1908-1922
Жанр: комедии
Страна: Франция
Длительность: 150 мин.
Troubles of a grass widower (1908, 10 мин.); Max and the lady doctor (1909, 2 мин.); Boxing match (1910, 3 мин.); Love's surprises (1913, 6 мин.); Max sets the style (1914, 9 мин.); Be my wife (1921, 14 мин.); Seven years bad luck (1921, 62 мин.); L'Etroit Mousquetaire (1922, 33 мин.)
Макс Линдер (1883 г-1925): свой псевдоним придумал, взяв имя у одного и слегка измененную фамилию — у другой, и под этим псевдонимом добился первых успехов: студия «Патэ» предложила ему сниматься в комедиях . Блестящий комедийный актёр, на экране Макс Линдер создал постоянный комический персонаж (маску) элегантного, субтильного молодого буржуа, невозмутимого повесы, чьи влюбчивость, предприимчивость и задиристость вовлекают его во всевозможные уморительные приключения Макс-тореадор", "Чемпион по боксу", "Макс женится", "Макс-гипнотизёр" и многих др.). Персонаж «Макс» близок к персонажам театральных пьес Этьена Лабиша «Макс ищет невесту», «Макс находит невесту», «Макс женится» (Max Se Marie, 1910), «Макс и теща» и мн. др.. Он чрезвычайно органичен именно для немого кино, переносил в ранний кинематограф традиции французского буржуазного водевиля. Линдер был величайшим комиком мирового кино, оказавшим грандиозное влияние на развитие французской и мировой комедии. Творчество Линдера ознаменовало во французском и мировом кино переход от бездумного комикования к бытовой достоверности, тонкой иронии.
Перед первой мировой войной Линдер завоевывает невероятную популярность во всей Европе: становится «королем комедии», встречи с которым ищет тогдашний «Шарло» (на французский манер) — Чарли Чаплин, называвший себя его учеником. Линдер совершил триумфальное турне по Германии, Испании, России. Выступления Линдера на сценах европейских столиц чередовались и сочетались с демонстрацией его фильмов. В Германии актёр знакомил своих поклонников с новомодным (считавшимся тогда не совсем приличным) танцем - танго. В Испании Линдер выходил на арену во время корриды, а в Петербурге толпа поклонников впряглась в его коляску вместо лошадей. Актеру пришлось смириться с улыбкой судьбы, которую он в глубине души счел оскорблением. Линдер хотел играть "героев", но маска, которую он надел на себя вместе с псевдонимом, приросла намертво. Ему и не предлагали других ролей. Макс в любых ситуациях оставался Максом – "Макс в опере", "Макс ищет невесту", "Макс идет напролом". Попытки актера сделать свой персонаж хотя бы немного похожим на "героя" – скрыть невидный рост (1 метр 58 сантиметров) с помощью высоких каблуков, привнести в образ лирические штрихи – категорически не понравились публике. О Максе Линдере-"герое" никто и слышать не хотел. Зато был невероятный спрос на комика Линдера. В 1910 году на Больших Бульварах в Париже открылся кинотеатр "Макс Линдер", где каждую неделю демонстрировались фильмы с его участием. После окончания первой мировой войны Линдер едет сниматься в США: «Макс в Америке», «Макс в такси» (Max In A Taxi, 1917), «Макс на корабле», 1916 и др., однако возвращается во Францию и пишет вместе с Абелем Гансом сценарий фильма «На помощь!» (Au secours!, 1923). В это время искусство кинокомедии сильно продвигается вперед, и Линдер не может конкурировать с Чаплином, Бастером Китоном, Гарольдом Ллойдом, стремительно приобретающими славу — такую же, какая была у него перед войной. Этот артист, веселивший зрителей всего мира, в жизни был меланхоликом и страдал тяжёлыми приступами депрессии. Во время одного из них Макс Линдер вскрыл себе вены. Вместе с ним покончила с собой и его молодая жена. Смешить многомиллионную аудиторию - тяжёлый труд, и малейшее падение зрительского интереса Линдер воспринимал как катастрофу. Можно сказать, что актёр пал жертвой своей профессии комика.
9 декабря 16:00
" Сказочник " (Storytelling)
Год:2001
Жанр: экзистенциальная трагикомедия
Страна: США
Длительность: 87 мин
Режиссер: Тодд Солондз
В ролях: Джон Гудман, Лео Фицпатрик, Роберт Уисдом, Сельма Блэр
Фильм разбит на 2 новеллы. Первая называется “Fiction”. Одинокая белая девушка ходит на литсеминар и как-то вечером навещает на дому чернокожего учителя. Крича “Fuck me nigger”, она забывает, что расизм - это нехорошо. А потом без зазрения совести делает из мультикультурного интима рассказ и зачитывает его на семинаре.
Вторая новелла о съемках документального фильма о типичной семье называется “Non-Fiction”. Как и в “Счастье”, Солондз опять озабочен деградацией семьи. Такое постоянство наводит на мысль, что в этом есть что-то личное. На самом деле режиссер вырос в благополучной семье и только из генетического кода узнал о целом спектре семейных кошмаров и депрессий.
Солондз еще один патентованный еврейский интеллигент в американском кино. Как и братья Коэны, он обожает Джона Гудмана, который своей повышенной физической и артистической массой придал большей весомости “Сказочнику”. Как и Вуди Аллен, Солондз делает кино о людях своего круга и клана. В отличие от Вуди, не игнорирует живописный компонент нац- и секс-меньшинств. Недаром Village Voice опознала в некоторых героях (писатель, режиссер) реальные прототипы Гринич-вилледж.
Впрочем, Солондз и его герои смеются исключительно над собой. Когда у режиссера спрашивают, законченный он пессимист или все-таки нет, он отвечает: “Если ты проснулся утром, это уже удача”.
13 декабря 18:30
" ГИБЕЛЬ БОГОВ" (La caduta degli Dei)
Год: 1969
Жанр: драма
Страна: Италия — ФРГ — Швейцария
Длительность: 155 мин.
Режиссер: Лукино Висконти
В ролях: Дерк Богард, Ингрид Тулин, Хельмут Бергер, Хельмут Грим, Шарлотт Рэмплинг, Флоринда Болкан, Умберто Орсини, Рене Верле, Рене Кольдехоф
Премии: Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации «Лучшая режиссура»
Трагическая фреска выдающегося итальянского режиссера Лукино Висконти, имеющая ницшеанско-вагнеровское название, ближе по духу к шекспировскому накалу страстей и мощи художественного темперамента опер его любимого композитора — Джузеппе Верди. Эта картина оказалась одной из первых и лучших (наряду с «Конформистом» его соотечественника Бернардо Бертолуччи) в целом направлении антифашистских произведений на рубеже 60-х и 70-х годов. Ситуация краха прежнего мира, «сумерек богов», прихода к власти фашистской диктатуры увидена с точки зрения семейной драмы, когда происходит распад и вырождение империи фон Эссенбеков, владельцев сталелитейных заводов (косвенно имеется в виду могущественное семейство Круппов, поддержавших Гитлера). Драматические изломы в судьбе наследников, а также претендующих на власть родственников и приближенных умершего барона Иоахима фон Эссенбека поняты, как всегда у Висконти, в качестве частного, но закономерного проявления исторических катаклизмов. Крушение семейного уклада, разрыв скреплявших ранее уз, разложение моральных норм, падение прогнивших изнутри идеалов — «распавшаяся связь времен», гибель извечных мифов, архетипов, человеческих ценностей... По трактовке режиссера, эта пустота, где «бог умер», является условием зарождения идеологии сверхчеловека, оправдывающего своим предназначением и высшей целью вседозволенность средств. От пренебрежения моральными принципами, нравственными законами — до массового террора, дабы воплотить идею о «чистоте расы», до кровопролитных войн ради достижения мирового господства. Деградация Мартина фон Эссенбека (Х.Бергер), «белокурой бестии», обладающего собственными патологическими комплексами и искушаемого дьяволом в облике эсэсовского офицера фон Ашенбаха, не случайно метафорически сопоставлена с историческими событиями. От поджога рейхстага и «ночи длинных ножей» совсем недалеко до мюнхенского сговора, «аншлюса» и сентябрьского вторжения в Польшу. Часть критиков упрекала Лукино Висконти за якобы психопатологическое объяснение природы фашизма. На самом деле, он великолепно доказал, что слом в общественном сознании, конечно, детерминированном социальными отношениями, экономическими условиями, борьбой за власть. Но это начинается все же с малого — с подтачивания изнутри мира семьи и отдельного человека. По сути, каждый фильм Висконти — это «семейный портрет в интерьере», но на фоне Истории.
16 декабря 16:00
" ПРОЩАЙ, МОЯ НАЛОЖНИЦА"
Год: 1993
Жанр: эстетская эпическая драма
Страна: Гонконг — КНР
Длительность: 155 мин.
Режиссер: Режиссер Чэнь Кайге
В ролях: Лесли Чэюн, Гун Ли, Чжан Фэни, Лю Цзи, Ин Да.
Премии: Главный приз Каннского кинофестиваля-1993. Премия ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля - 1993
Кинематографическая мода на экзотику и естественные, неукрощенные страсти, находящиеся в противоречии с западными правилами приличия, ярко проявилась как в австралийском фильме «Пианино», так и в этой китайской ленте, закономерно поделивших главную премию фестиваля в Канне. Знаменательно и то, что картина Чэнь Кайгэ создана кинематографистами стран, которые шли во второй половине 20 века по разным путям развития китайской нации и культуры. Сейчас представители двух ветвей древней культуры пытаются преодолеть последствия краха былых ценностей и губительного воздействия революционных событий прошлого, в том числе и «культурной революции», на все сферы жизни и духовное самосознание народа. Чэнь Кайге, один из лидеров нового китайского кино, тоже пострадал в годы гонений на работников искусства и ряд лет на рубеже 60 — 70-х годов находился в деревне на «исправительных работах».
Его фильм не может не поразить богатством изобразительной культуры, искусством пения и хореографии Востока (главные герои — певцы Пекинской оперы, несколько десятилетий в любой политической обстановке играющие в одной и той же классической постановке «Прощай, моя наложница»), а также тонкостью и деликатностью психологических нюансов в анализе взаимоотношений в нетрадиционном любовном треугольнике. Дуань Сяолоу любит проститутку Цзюсянь, а Чэн Дье-и ревнует его к ней, кроме того, считая, что партнер по сцене губит себя в этой греховной связи и изменяет самому искусству. А Дуань Сяолоу, в свою очередь, обвиняет друга-актера в том, что он теряет ощущение грани между иллюзией и реальностью, полностью перевоплощаясь в собственную героиню-наложницу. Философско-политический подтекст ленты, в частности, концепция человека-песчинки в водовороте истории, бессильного перед роком-кукловодом, перекликается с «Последним императором» Б. Бертолуччи — тоже о временах распада многовековой китайской империи.
20 декабря 18:30
" ОКРАИНА "
Год: 1933
Жанр: остросюжетная драма по повести К. Финна
Страна: СССР
Длительность: 98 мин.
Режиссер: Борис Барнет
В ролях: Сергей Комаров, Елена Кузьмина, Николай Крючков, Михаил Жаров
Премии: Приз Венецианского кинофестиваля, 1934 г.
Сонную жизнь городка на окраине царской России всколыхнуло сообщение о начавшейся войне с Германией. В армию призывают рабочего Николая Кадкина. Добровольцем уходит на фронт и бессмысленно гибнет его младший брат. В бессмысленное наступление гонят тысячи и тысячи солдат. Нелегко складываются судьбы героев фильма - Николая, его сыновей, дочери хозяина сапожной мастерской Марии и немецкого военнопленного Мюллера... Первая роль в кино Николая Крючкова (Сенька).
Барнет многократно перекраивал сценарий, безудержно импровизировал и втягивал в коллективное сочинительство всю съемочную группу. В результате картина оказалась гораздо масштабнее повести и гораздо значимее. Фильм напоминает живой организм, где все развивается и движется по разным направлениям, а в результат удивляет своей целостностью. Барнет создавал кинолетопись эпохи. Он вел летопись жизни не творцов истории, а ее персонажей - простых людей, снимал картину человеческих характеров и судеб, индивидуальных и неповторимых. И через них, через их причастность к событиям, происходящим в стране, он попытался по-новому взглянуть на историю, революцию. То есть увидеть в малом - великое, от конкретного человека прийти к пониманию дней, которые потрясли весь мир.
Совершенно не случайно людей, пришедших на советский экран в 20-е годы, называли натурщиками, а не актерами. Они принципиально отказывались от определения, которое свойственно было раннему русскому кино – не желали быть актерами и слово «психология» произносили не иначе, как «психоложество», с оттенком легкого презрения. В 20-е годы кинообразование стало совершенно мужским – в кино приходили не актеры, а люди, «видавшие виды», и в мастерской Кулешова собирались спортсмены. Из спорта в киношколу пришли боксер Борис Барнет, чемпион России среди любителей по штанге Александр Чистяков и Сергей Комаров, преподаватель физкультуры в главной военной школе. Актерского опыта у них не было никакого, зато жизненного - хоть отбавляй! Играли они совершенно по-своему. Это люди, которые прежде всего должны были безупречно владеть своим телом – владеть телом означало владеть миром. Они действительно были универсалами, мастерами на все руки. Акробатика и бокс входили в число обязательных предметов, которые преподавали сами же студенты. Все они прошли азы киносъемки, проявки кинопленки, операторской работы, режиссуры… Как определить, кем был, например, Барнет? Актером или режиссером? Или Леонид Оболенский, блистательный ученик этой киногруппы, яркий актер, очень умелый режиссер-профессионал, – как определить его призвание? Кинематографисты - так будет лучше всего. Они делали кинематографию все вместе, они превращали ее в искусство, и все же помимо прочего они были актерами, уникальными и неподражаемыми. Коллектив Кулешова распадался достаточно быстро именно потому, что к середине 20-х его участники уже выучились, почувствовали себя самостоятельными творческими единицами и очень быстро это чувство подтвердили. Но вот ощущение единого целого, единой школы сохранилось очень надолго и недаром, когда Барнет начинает свою первую звуковую картину - «Окраину», - то приглашает на главные роли своих однокашников Александра Чистякова и Сергея Комарова. Звукорежиссером становится еще один однокашник - Леонид Оболенский.
Парадокс: школа уходила от психологии, но ее ученики стали мастерами психологического рисунка. Рисунок был совершенно иной, непривычный, незнакомый тем, кто пришел в кинематограф до революции. Очень острый, эксцентричный, конструктивистский. В «Окраине» сохранилось, устоялось самое глубинное из того, чему обучались кулешовцы. «Окраина» открыла новую страницу в кинематографе. Помимо звуковых подтекстов, Барнет смог выразить неуловимое в человеческих отношениях. То, что находится за произнесенными словами. За совершенными действиями. Можно только почувствовать, но нигде не указано, что это именно так, а не иначе. «Колька! Колькааа!», - кричит герой Крючкова Сенька, кричит родному брату, думая, что тот убит. Все смеются над удачным розыгрышем, а Сенька плачет. «Ладно, ладно», - повторяет он. Что «ладно»? Просто герой так растерян, что не знает, что сказать. Появление звука многие режиссеры восприняли как обязательство писать четкие диалоги и популярные романсы. А тут как будто случайные, ничего не значащие фразы! Или – один жест, взгляд, молчаливый диалог. З. В «Окраине» Комаров играет Грешина, отца девушки, полюбившей пленного немца. Грешин пьет чай со своим соседом, почтенным немцем. Но вот слухи о Первой мировой доносятся до окраины, и немец собирает вещи. Ни шашек, ни дружбы – как ни бывало. Комаров делает своего героя непримиримым: в полосатой рубахе, с бородкой и в очках он покорно следует идеям, приходящим в «окраину» откуда-то извне. Сначала прогоняет немца, потом – снимает со стены портрет царя. В большинстве картин у Барнета нет плохих героев, но Комаров достоверно изображает именно такого «негнущегося» человека с зачерствевшей душой. Царство звука… Перестрелка Первой мировой незаметно вливается в шум станков в сапожной мастерской, а под звон русских колоколов героиня влюбляется в пленного немца. Еще нет законов, как нужно, и что нельзя, и каждый звук режиссер словно пробует на свой вкус. Поэтому лошадь здесь может неожиданно заговорить человеческим голосом. Похоже, Барнет вовсе не боится того, что немой кинематограф, в котором он уже создал несколько самостоятельных картин – «Дом на Трубной» и «Девушка с коробкой» - уже прекратил свое существование. Барнета только радуют новые возможности. В «Окраине» биение жизни слышится, как ни в одном современном фильме: стучат шашками игроки, тикают часы городового, бьется сердце старого сапожного мастера, потерявшего на фронте двух сыновей… зритель слышит даже то, как на поле боя солдаты глохнут от страшных взрывов. Немногие актеры, чьи яркие роли пришлись на эпоху немого кино, сумели адаптироваться в звуковом. Среди них оказался и Сергей Комаров: он естественен и разговорчив. Он играет старика, хотя актеру чуть больше 40, старика-ребенка, злого и сердитого. Голос его звучит со всеми необычайно выразительными модуляциями.
23 декабря 16:00
" НОВЫЕ СКАЗКИ БРАТЬЕВ ГРИММ" (Grimm)
Год: 2003
Жанр: черная комедия/ драма
Страна: Нидерланды
Длительность: 103 мин.
Режиссер: Алекс ван Вармердам
В ролях: Халина Реийн , Якоб Дервиг, Кармело Гомес, Улис Дюмон, Эльвира Мингес, Лаура Сепеда
Жили-были брат Якоб и сестра Мария, и любили они друг друга не только платонически. Но вот однажды зимой безработный отец отводит сына и дочь в лес и бросает их там. В куртке Якоб обнаруживает записку, в которой мать рекомендует им отправиться в Испанию к богатому дяде. Скоро новоиспеченные Ганс и Гретель находят попавшую в капкан собаку и съедают ее. Но оказывается, что эта собака принадлежала местному фермеру, который в наказание сажает Якоба и Марию под замок. Однако на этом не успокаивается и заставляет пленника ублажать в постели собственную жену. Не желая быть сексуальным рабом дородной нимфоманки, Якоб устраняет не только фермера и его супругу, но и их корову. Так начинается серия случайно-бессмысленных убийств, сопровождающих брата и сестру в их кровавом путешествии на юг Европы. Якоб и Мари – лишь на первый взгляд традиционные сказочные лузеры из тех, что всегда выходят сухими из воды. Этим двоим приходится жить в современном нам мире, и потому все, что с ними происходит, – не что иное, как экзистенциальное испытание не на жизнь, а на смерть. Будь то лесная ферма-тюрьма зловещего импотента или дом-ловушка обманчиво добродушного испанского мачо, или пустующие декорации городка времен Дикого Запада, оставленные неизвестно кем. Очередная черная комедия голландца Вармердама (“Северяне”), одного из самых необычных европейских режиссеров современности, – это не просто цепочка непредвиденных и запутанных событий на тему мрачных сказок братьев Гримм, но еще и замысловатый коктейль из жанровой мифологии — роуд-муви и фильмов ужасов, плюс к этому — нелепого юмора, беспросветного насилия, брутального секса и изощренных убийств. Но если вы думаете обнаружить здесь что-то вроде киноантологии, то будете жестоко обмануты: Вармердам отважно прошелся по касательной жанров, проигнорировав все их стереотипы. Создается ощущение, что он снимал это кино спонтанно — без готового сценария и не зная, что будет делать в следующую секунду. Поэтому кажется, что сюжет развивается сам собой, по какой-то своей алогичной структуре. Кроме того, Вармердам нарушает правила и традиции драматургии, игнорируя экспозицию, кульминацию, развязку, а самые важные, вроде бы, вещи вообще не показывает. В отличие от традиционных сказок, в которых есть не только развитие, непременный хэппи-энд и обязательное нравоучение, герои Вармердама, как неприкаянные, будут проходить через все новые инициации, изменяясь при этом лишь в худшую сторону. Своеобразный a la кафкианский юмор режиссера из Нидерландов, проглядывающий сквозь каждый кадр фильма (хоть и не так очевидно, как в предыдущих его работах), не дает повода усомниться в оригинальности замысла. Даже отсылка к братьям Гримм здесь весьма условна: так безжалостно обойтись с первоисточником мог только самодостаточный автор, к каковым Вармердам, безусловно, относится. Художник по первой профессии, а затем уже театральный режиссер и драматург,за 20 лет Вармердам поставил пять фильмов, каждый из которых нашел своих преданных поклонников по всему миру. Некоторое время назад он получил престижную премию принца Бернхарда за вклад в культуру своей страны. Так что Алекс ван Вармердам – человек авторитетный, по крайней мере, в родных Нидерландах. Он не просто автор «до мозга костей», но еще и самоучка. Йос Стеллинг да Алекс ван Вармердам – вот два голландских сапога-пара, которые ваяют себе спокойно нетленку, выдавая на-гора по два фильма за десятилетие. Каждый из них с «завидным постоянством» проваливается в прокате, но при этом парадоксальным образом в геометрической прогрессии преумножает число фанов двух «малых голландцев».
27 декабря 18:30
" ВЕЛИКАЯ ИЛЛЮЗИЯ" (ILLUSION GRANDE, LA (GRAND ILLUSION))
Год: 1937
Жанр: военная драма
Страна: Франция
Длительность: 107 мин.
Режиссер: Жан Ренуар
В ролях: Жан Габен, Эрих фон Штрохайм Дита Парло, Марсель Далио, Сильван Иткине, Эдуар Дасте, Жорж Пекле, Жюльен Каретт, Гастон Модо
Премии: Венецианский фестиваль: приз за лучший актерский ансамбль. Номинация на "Оскар" за лучший фильм.
Левые идеи и вера в силу простых людей, которые берут судьбы народов в свои руки, выражены в лучшей работе Ренуара — философской драме «Великая иллюзия», одном из величайших фильмов мирового кино. Именно здесь достигает апогея искусство Ренуара — психолога и реалиста, добивающегося непривычной полноты и глубины актерского исполнения, а также и ощущения неразрывной связи отдельных человеческих судеб и исторического процесса. . В "Великой иллюзии" Жан Ренуар дает красноречивые комментарии о границах, что разделяют людей, классы, армии и страны. Первая мировая война. Морешаль (Габен) и Болдье (Фресне) сбиты немецким асом фон Рауффенштайном (фон Штрохайм). Самолет разбился, но оба пилота остались живы. Рауффенштайн приглашает их на ленч, пока не прибыли наземные войска и не забрали французских офицеров в лагерь для военнопленных. Хотя Морешаль и Болдье соотечественники, у последнего намного больше общего с фон Рауффенштайном, так как оба принадлежат к аристократии. После ленча французов помещают в бараки, где они заводят дружбу с французским офицером-евреем Розенталем. Там же находятся несколько британских офицеров, тоже взятых в плен. Новички присоединяются к работе над тоннелем для побега, но победа французов на Западном фронте означает, что война повернулась не в пользу германцев. Морешаля, Болдье и остальных французских военнопленных переводят в другую тюрьму. Они снова встречаются с фон Рауффенштайном. Коммендант тепло встречает французов, замечая, что из "его" тюрьмы побег невозможен. Он относится к заключенным с огромным вниманием, заботится о них. Часто разговаривает с Болдье о том, как эта война покончит с джентльменским классом офицеров, уничтожив честь и достоинство класса благородной крови. Болдье попадает в нелепую ситуацию - с одной стороны он хочет быть лоялен по отношению к члену своего класса, а с другой, он помнит о долге перед Родиной. Болдье снова соглашается помогать своим товарищам-заключенным готовить побег... Поставленный Ренуаром с тщательностью и продуманностью, фильм был запрещен в Германии.
30 декабря 16:00
" ПОСЛЕДНИЙ КИНОСЕАНС " (The Last Picture Show)
Год: 1971
Жанр: молодежная ретро-драма с экзистенциальными мотивами (1950-е гг.)
Страна: США
Длительность: 118 мин.
Режиссер: Питер Богданович
В ролях: Тимоти Боттомс, Джеф Бриджес, Бен Джонсон, Клорис Личмен, Эллен Бестин, Сибил Шепард, Эйлин Бреннен, Клю Галейджер, Рэнди Куэйд.
Премии: Оскар»- 1971: лучшая мужская роль 2-го плана ( Бен Джонсон), Лучшая женская роль 2-го плана (Клорис Личмен)
Триумф стиля, праздник любви к старому, черно-белому кинематографу, который тоскует по безвозвратно ушедшей поре романтических иллюзий, сентиментальных порывов, подспудных желаний. В названии «Последний киносеанс» — и радость встречи с любимыми фильмами (Богданович вставляет фрагменты из лент «Отец невесты» Винсенте Миннелли, «Пески Иводзима» Аллана Дуона, «Красная река» Хауарда Хоукса), и конец эпохи кино, на смену которому приходит телевидение. Это также — и смутное томление юных, собравшихся на вечерний просмотр в кинотеатре маленького городка Арчер-сити в Техасе, и горечь ранних утрат и разочарований тех, кто вступал в жизнь в начале 50-х годов, во время далекой войны в Корее. Скучное, бесцельное существование в пыльном, продуваемом смерчами провинциальном городишке, отчужденность и даже враждебность консервативного мира родителей и почти всех взрослых, которые уже свыклись с бесперспективностью, пассивностью своего краткого пребывания на этой земле. А молодые, только начинающие путь жаждут встряхнуть этот сонный мирок, познать прелести жизни, испытать неведомые чувства, полнокровно и живо воспринимать действительность, стараясь приспособить ее к своей неукротимой потребности жить сейчас и немедленно, а не откладывать все на «потом». Но еще не став «дикарями» или «бунтовщиками без причины» из картин Ласло Бенедека и Николаса Рея, они, в трактовке Богдановича, оказываются потерпевшими крах своих надежд, проигравшими поединок с грубой прозой реальности, бесприютными пасынками при живых родителях и в собственном доме, изгоями и перекати-поле, которым суждено скитаться по Америке. Кадры с перегоняемым скотом из «Красной реки» на самом последнем киносеансе и вносящий опустошение в душу безжалостный финал (несутся по ветру обрывки газет у закрывшегося кинотеатра в выглядящем безжизненно городке) странным образом сопоставляются в сознании. Триумф и праздник кончаются реквиемом по кинематографу, по навсегда утраченному времени, по несбывшейся мечте, несостоявшейся жизни. Фильм, с блеском, виртуозно поставленный молодом режиссером (трудно не восхититься и изумительной, в манере старых кинолент, работой оператора Роберта Сартиса), не только остался лучшим в творчестве Богдановича, но и прочно вписался в первую когорту бунтарских и горестно правдивых произведений, снятых на рубеже 60-70-х годов. Тогда американский кинематограф был особенно честен, непримирим, беспощаден и одновременно проникнут любовью и состраданием к изгнанникам, «дезертирам и странникам». Картину хорошо встретили и зрители, которые узнавали в стилизованной истории о молодежи двадцатилетней давности собственные судьбы и нерешенные проблемы.