1 ноября 18:30 - «ПОХИТИТЕЛИ ВЕЛОСИПЕДОВ» (1948)
4 ноября 16:00 - «ФИЦКАРРАЛЬДО» (1982)
7 ноября 14:00 – Советская пропаганда в анимации (1924-84)
8 ноября 18:30 - «КИНОГЛАЗ» (1924) и «ТРИ ПЕСНИ О ЛЕНИНЕ» (1934)
11 ноября 16:00 - «БАЛ» (1983)
15 ноября 18:30 - «ПЕСНЬ ДОРОГИ» (1955)
18 ноября 16:00 - «КРОТ» (1970)
22 ноября 18:30 - «АНДАЛУЗСКИЙ ПЕС «(1928) и «АНГЕЛ-ИСТРЕБИТЕЛЬ» (1962)
25 ноября 16:00 - «ВКУС ВИШНИ» (1997)
29 ноября 18:30 - «СТРАСТИ ЖАННЫ Д’АРК» (1928)
1 ноября 18:30
" ПОХИТИТЕЛИ ВЕЛОСИПЕДОВ " (Ladri Di Biciclette)
Год: 1948
Жанр: драма / неореализм
Страна: Италия
Длительность: 88 мин.
Режиссер: Витторио Де Сика
В ролях: Ламберто Маджорани, Энцо Стайола, Лианелла Карелл
Премии: «Оскар»: Лучший зарубежный фильм
Этот фильм, решенный как современная трагедия, стал развернутым художественным манифестом неореализма, получившим международное признание. Это неотъемлемая часть истории кинематографа - честный, прекрасный фильм, получивший высочайшие оценки критиков сразу после выхода на экраны, одно из высочайших достижений итальянского неореализма. Это течение в кино, возникшее в Италии в сороковых годах двадцатого века, - когда само военное и послевоенное время подталкивало снимать “правдивое кино”, не приукрашивая, а обнажая реальность. Неореалисты описывали Вторую мировую войну, рисовали Италию, лежащую в руинах. Фильмы Р. Росселини, В.де Сика - о нищете, отчаянии и надежде. Маджорани в роли бедного итальянского рабочего, чья радость по поводу нахождения работы сменяется отчаянием - у него украли велосипед, от которого и зависело его трудоустройство. Поиски велосипеда принимают эпический размах. Он ищет его вместе с младшим сыном (необыкновенно трогательная игра Стайола). Все роли были сыграны не актерами, диалоги и разговоры свободны, как птицы, а резкое черно-белое операторское решение создает впечатление документального фильма.
4 ноября 16:00
" ФИЦКАРРАЛЬДО " (Fitzcarraldo )
Год: 1982
Жанр: Философская историческая драма
Страна: Германия
Длительность: 157 мин.
Режиссер: Вернер Херцог
В ролях: Клаус Кински, Клаудиа Кардинале, Хосе Льютой, Пауль Хиттшер.
Премии: Приз Каннского кинофест.-1982 за режиссуру
Один из самых безумных проектов В. Херцога, который и прежде считался одержимым фанатиком, часто снимающим там, куда редко ступала нога цивилизованного человека, преодолевая неимоверные трудности и лишения ради потрясающих воображение кадров девственной, не тронутой никем природы. Но постановка «Фицкарральдо» была просто личным подвигом немецкого режиссера, триумфом его воли и страсти. Херцог начал съемки в 1979 году и несколько раз их останавливал (в том числе из-за того, что не выдержали невыносимых испытаний первые исполнители, рок-певец Мик Джаггер и американский актер Джейсон Робардс) — все это отражено в документальной ленте с изумительным названием «Бремя грез». Наконец, «неистовый баварец» призвал на помощь, уже в четвертый раз, Клауса Кински, по сути, им же открытого для мирового кино в фильме «Агирре, гнев Божий». Актер сумасшедшего темперамента, самоотверженный в работе, кажется, до беспредельности, он с непокорностью зверя все-таки подчинялся диктату режиссера. Несмотря ни на что, картина была закончена в тяжелейших условиях джунглей Амазонки, в самой глубине непроходимых районов Перу и Эквадора. Причем, в качестве уникального свидетельства гипнотического воздействия Херцога, способного заставить не только актеров, но и массовку, в данном случае — племена индейцев, выполнять беспрекословно немыслимую работу, приводился следующий поразительный факт. Реальный Фицкарральдо (на самом деле, ирландец Брайан Суини Фицджералд), живший в начале 20 века и исступленно влюбленный в голос великого Карузо, отправился на поиски каучуковой плантации, чтобы разбогатеть и построить оперный театр в Богом забытой амазонской деревушке Икитос. Там он сумел уговорить враждебное племя индейцев перетащить большую лодку весом в двадцать восемь тонн через узкий перешеек между двумя реками. Не менее маниакально преданный искусству современный немецкий режиссер вынудил индейцев проделать ту же операцию с пароходом весом в триста двадцать восемь тонн (!). Это — не глупая прихоть. Безусловно, лучшие сцены этой картины — вышеназванный эпизод, а также путешествие парохода по реке мимо неизведанных берегов, покрытых легкой дымкой тумана (вновь, как и ленту «Агирре, гнев Божий», снимал тоже яростный и неукротимый по манере оператор Томас Маух). Вот-вот могут напасть воинственные по отношению к белым индейцы, но Фицкарральдо гениально уверен, что их околдует голос Карузо из грамофона. Почти физически чувствуешь «волшебную силу искусства», которое может на время смести вражду между людьми и убедить их добровольно пойти на акт самопожертвования. Они даже способны сплотиться на миг во внешне безрассудном действии, имеющем более глубинное, философское значение — как страстотерпение, преодоление, победа духа и разума над стихией, неконтролируемой, чуждой действительностью. Акция Фицкарральдо вроде бы терпит крах после того, как индейцы все-таки позволили пароходу разбиться у водопада. Но вернувшись в Икитос, безумный любитель оперы преисполнен решимости когда-нибудь все равно добиться своего, поскольку он доказал прежде всего себе, что считавшееся абсолютно невозможным тем не менее возможно. Ни один из фильмов Херцога не пронизан такой безоглядной и упорной верой в могущество человека над самим собой и миром. Он утверждает высокую миссию преображающего людей искусства, будь то голос Карузо или сновиденчески воздействующий зримый образ нецивилизованной, изначальной природы.
7 ноября 14:00
" Советская пропаганда в анимации " (Animated Soviet Propaganda)
Год:1924-1984
Жанр: анимация
Страна: СССР
Длительность: 343 мин.- полная коллекция
Режиссер: Николай Ходатаев, Зенон Комисаренко и Юрий Меркулов, Иван Иванов-Вано, Анатолий Каранович, Владимир Тарасов и др.
Сборник разделен по категориям, названным "Американские империалисты", "Фашистские варвары", "Акулы капитализма" и "Вперед в светлое будущее - коммунизм".
1. Черный и белый. 2. Мистер Твистер. 3. Чужой голос. 4. Аве Мария. 5. Мистер Уолк. 6. Миллионер. 7. Тир
1.Киноцирк. 2. Не топтать фашистскому ботинку нашей родины. 3. Стервятники. 4. Журнал Союзмультфильма . 5. Тебе, Москва. 6. Приключение красных галстуков. 7. Скрипка пионера. 8. Василек. 9. Урок не впрок. 10. Внимание! Волки! 11. История одной куклы. 12. Это в наших силах.
1.Межпланетная революция 1924. 2. Будем зорки. 3. Акционер. 4. Гордый кораблик. 5. Пророки и уроки. 6. Китай в огне.
'Межпланетная революция'- во входных титрах мультфильм называется 'сказкой о товарище Коминтерне, воине Красной Армии, который полетел на Марс и победил всех капиталистов на этой планете!!' 'Чужой голос’ - когда сорока возвращается из заграничного путешествия и осмеливается изобразить джазовую музыку, услышанную во время странствия, крепкие и энергичные лесные птицы пикируют на нее и выдирают у сороки из хвоста перья. В мультфильме "Черное и белое", созданном в 1933 году, изображена дорога, вдоль которой тянется бесконечная линия телефонных столбов с повешенными на них неграми. В "Миллионере", снятом в 1963 году, рассказывается о богатой американской женщине, оставившей миллион долларов своему бульдогу, который стал таким богатым и могущественным, что, в конечном счете, был избран в конгресс. А мультфильм 1979 года "Тир" рассказывает о безработном американском подростке, нашедшем работу в тире во время карнавала - в итоге оказалось, что злой, жадный владелец тира теперь взимает с клиентов двойную плату за возможность использовать подростка в качестве мишени.
8 ноября 18:30
«КИНОГЛАЗ» и «ТРИ ПЕСНИ О ЛЕНИНЕ» - сеанс состоит из 2 фильмов
«КИНОГЛАЗ» (Жизнь врасплох)
Год: 1924
Жанр: поэтический документальный фильм/видеоарт
Страна: Россия
Длительность:79 мин.
Режиссер: Дзига Вертов
Премии: Всемирная выставка в Париже1925 г: Серебряная медаль и диплом.
Фильм показывает будни молодой советской республики в самых разных проявлениях: работа на бойне, на мельнице, в поле, создание первых пионерских отрядов и деятельность пионеров (за кооперативы, против туберкулеза); электрификация деревни, прыжки с вышки, Тверская улица, Сухаревка и обитавший на ней всякий сброд: кокаинисты, деятели черного рынка; работа НИИ им. Склифософского (спасение задохнувшегося сторожа); Киноглаз побывал даже на Канатчиковой даче и запечатлел рассказы тамошних сумасшедших. Дзига Вертов и его группа «Киноки» (сокращенно кино-око) воспели «киноглаз». Несовершенству человеческого глаза они противопоставили точную оптику кинообъектива. «Киноглаз» должен был фиксировать на кинопленке «киноправду», застать «жизнь врасплох» и заставить зрителя ощутить «здесь и сейчас» пульсацию времени, каждая секунда которого – это шаг на пути к новому миру. Дзигу привлекало все провокационное и эффектное. Кинокамера «киноков» – не просто свидетель, она строитель нового мира. Новый мир будет таков, каким его увидит «кино-око». С 1922 по 1925 год каждый день «киноки» снимали «киноправду» для киножурнала «Кино-Правда», каждым его выпуском предвосхищая будущие открытия и достижения телевизионной журналистики. «Исходным пунктом является: использование киноаппарата, как киноглаза, более совершенного, чем глаз человеческий, для исследования хаоса зрительных явлений, наполняющих пространство. Кинокамера позволяет «утверждать киновидение и киномышление, смотреть на мир через «Киноглаз». Эксперименты киноков принесли много нового в хроникально-документальный кинематограф и в теорию монтажа. Вертов хотел сделать невидимое видимым: сделать мысли людей, их поступки, стены, прозрачными и изучать мир микроглазом. Интереснейшим творческим экспериментом стал фильм "Кино-глаз". Он стал родоначальником нового вида публицистики – поэтического документального кино. Жизнь врасплох – фильм о человеке в документально-поэтическом неинсценированном фильме. по его теории о съемках жизни врасплох методом скрытого наблюдения. Он считал, что это будет киноправда. В фильме «Киноглаз» Дзига с его братом Михаилом — одни из первых в кино — обратили вспять время. На экране разделанная мясная туша постепенно превращается в быка, мирно бредущего в стаде, румяные булки превращаются в тесто, в муку, затем в зерно и, наконец, пшеницу, колосящуюся в поле. Для зрителей того времени это было настоящим чудом. До Вертова и Кауфмана российский зритель не видел в кино ничего подобного. Они удивляли, потрясали, шокировали и завоевывали зрителя. Вот лозунги Вертова: «Да здравствует жизнь, как она есть. Киноаппарат — невидимка. Съемка врасплох — глазомер, быстрота, натиск». В «Киноглазе» Михаил показал себя мастером, способным снять совершенно удивительные эффекты. У него подпрыгнувшие люди повисали в воздухе, автомобили и трамваи мчались с невероятной скростью или мгновенно застывали, спортсмены, ногами вперед, выныривали из воды и, вопреки силе тяготения, взлетали обратно на вышки. Всю аппаратуру для этих невероятных съемок Михаил придумывал, изобретал и конструировал сам из подручных материалов, например, из банок от сгущенного молока. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже «Киноглаз» получил серебряную медаль, а плакат художника Родченко к «Киноглазу» и по сей день пользуется большой популярностью как символ революционного киноавангарда. Его можно купить во многих музеях мира. Слово «киноглаз» в те дни свело с ума Париж. (Спустя четыре года сюрреалисты Луис Бунюэль и Сальвадор Дали передали «кинокам» своеобразный привет – в первых кадрах «Андалузского пса» они разрезали бритвой глаз.)
ТРИ ПЕСНИ О ЛЕНИНЕ»
Год: 1934
Жанр: художественно-документальный фильм
Страна: Россия
Длительность: 57 мин
Режиссер: Дзига Вертов
Этот фильм Дзиги Вертова, одного из основателей документального кино, снятый в жанре образной кинопублицистики, полон света и радостного оптимизма. Газета «Правда» назвала его «Песней всей страны». Дзига снимает освобожденных женщин Востока, снявших чадру. Сцены похорон Ленина, выхватывая крупным планом лица из толпы на улице и в мавзолее, докум. кадры выступлений Ленина. Показывает советские трудовые будни - парады физкультурников, рассказы женщин - передовиков производства (одна из них - рабочая - рассказывает, за что получила Орден Ленина, другая - председатель колхоза - как она пытается воплотить в жизнь то, что услышала на съезде в Москве и как переживает, когда не все получается..). Всегда полагая, что искусство должно служить для пропаганды революц. идей, В. осуществлял это отбором документируемых событий, методами их съемки, их монтажным истолкованием, объяснением в титрах и т. д. В. и возглавляемая им группа единомышленников много и успешно экспериментировали в поисках методов документальной съемки. Фильм с огромной эмоциональной силой воссоздает на экране пафос социалистического строительства. Своим творчеством и теоретическими поисками Вертов положил начало новому художественно-документальному жанру в киноискустве, он является признанным классиком документального кино, оказавшим огромное влияние на развитие док. кинематографии. Вертов первым из кинематографистов понял: кино не должно имитировать обычное зрение. Нужно удивлять зрителя — менять точки и скорость съемки, использовать неожиданные ракурсы, монтировать короткими планами. В 1922 году он опубликовал свой манифест «Мы», в котором объявил о создании группы «Киноков» (от слов «кино» и «око»). Дзига объявил игровое кино «проказой и заразой», и потребовал «его разоружения». Вертов призывал кинохронику к «коммунистической расшифровке мира». «Киноки» под его руководством снимали быстро, необычно и дерзко.
11 ноября 16:00
" БАЛ " (Le bal)
Год: 1983
Жанр: аллюзивная музыкально-танцевальная притча
Страна: Франция — Италия — Алжир
Длительность: 112 мин.
Режиссер: Этторе Скола
В ролях: Женевьев Рей-Пеншена, Мартен Шовен, Анита Пиккьярини, Лилиан Дельваль, Раймон Эдлен, Моника Скаттини
Премии: Берлинский кинофест.-1984: «Лучшая режиссура».«СЕЗАР»-1983: «Лучший фильм», «Режиссер», «Композитор»
Этторе Скола снял картину, в которой вовсе обошелся без слов, изъясняясь только на языке танца, музыки и, конечно, кинематографа. Спектакль «Театра дю Кампаньоль», возглавляемого Жан-Клодом Пеншена, разыгран именно по-кинематографически. Но в отличие от трилогии сюжетных «кинобалетов» испанцев Карлоса Сауры и Антонио Гадеса, в фильме Сколы отдельные интермедии и музыкально-танцевальные номера, в которых использованы социально-кинематографические мифы, свидетельствуют в более иносказательном, метафорическом плане о различных периодах в европейской (точнее — французской) истории последних пятидесяти лет — от 1934 до 1983 года. Народный фронт, немецкая оккупация, освобождение, война в Алжире, студенческая революция мая 1968 года... Некоторый схематизм и упрощенность подхода к событиям 20 века компенсируется за счет ярких образных решений, точно найденных штрихов и деталей, максимально выражающих время. Причем авторы апеллируют не только к музыкальной памяти зрителей, но и к киновоспоминаниям о конкретных актерах, любимцах публики и символах определенной эпохи (как, например, Жан Габен), или о ситуациях, знакомых по каким-то старым лентам. Аллюзивность — художественный принцип «Бала», обращенного прежде всего к нашим представлениям и впечатлениям о тех или иных временах, которые закономерно приобретают впоследствии чуть клишированный вид. Зато радость узнавания, соответствия ощущений, общности запомнившихся знаков ушедшей поры делает зрителей благодарными союзниками и соавторами создателей картины. Кинобал истории, устроенный актерами «Театра дю Кампаньоль», режиссером Этторе Сколой и отличным оператором Рикардо Ароновичем, запоминается как раз по мельчайшим жестам и паузам, но одновременно — в целостности оригинального зрелища, великолепного карнавала под звуки танго, фокстрота, рок-н-ролла, латиноамериканских мелодий и незабвенной песни «Мишель» ансамбля «Битлз».
15 ноября 18:30
" ПЕСНЬ ДОРОГИ " (Pather Panchali)
Год: 1955
Жанр: семейная лирическая драма в духе неореализма
Страна: Индия
Длительность:115 мин.
Режиссер: Сатьяжит Рэй
В ролях: Кану Банерджи, Каруна Банерджи, Субир Банерджи, Ранки Банерджи, Рева Дэви, Хунибала Дэви
Премии: Номинация на лучший фильм – Каннский фестиваль 1956 , Премия Ватикана 1956 год, Лучший фильм на фестивале в Сан-Франциско 1957
Лучший фильм в Ванкувере 1958 года, Лучший иностранный фильм, Нью-Йорк, 1959 год
Дебютный фильм Сатьяджита Рэя. Его характеризует визуальная красота, юмор и эмоциональная щедрость. Эта работа объявила миру о появлении крупного нового режиссера и стала дебютом индийского кино на Западе. В 1945 году Рэй получил задание проиллюстрировать детский вариант популярного романа "Паттер Панчали" и именно тогда решил воплотить роман на киноэкране, хотя у него не было никакого кинематографического опыта. Съемки начались и велись от случая к случаю по выходным и часто прерывались отсутствием денег.
В маленькой бенгальской деревне в бедной семье родился ребенок Апу. Отец - поэт-мечтатель, который не может прокормить семью, мать измучена домашним хозяйством. Есть еще старенькая тетя, и все голодают. Старшая сестра Апу ворует в соседском саду фрукты, и это является поводом для бесконечных ссор семьи с богатыми соседями. Когда сестра умирает от простуды, родители решают бросить эту нищенскую жизнь, и вот Апу с родителями отправляется в Бенарес в повозке, запряженной волами… Рей уходит от стереотипов, заполонивших индийское кино. Большими событиями его жизни явились знакомство с итальянским неореализмом и работа ассистентом у Жана Ренуара. Его искусство основано на терпеливом наблюдении над жизнью; острое восприятие несправедливости, царящей в обществе, не мешает ему восторгаться всем, что прекрасно. Авторы пытается расслышать за пределами сложной жизни общества еле слышные звуки новой всемирной гармонии, которой постоянно грозит опасность. Фильм “Песнь дороги”, сопровождаемый незабываемой музыкой Рави Шанкара (цитра, флейта, табла) поражает тонким соотношением реализма и лиризма.
18 ноября 16:00
" КРОТ " (TOPO, EL)
Год: 1970
Жанр: Религиозная аллегория в рамках сюрреалистического вестерна
Страна: Мексика
Длительность:120 мин.
Режиссер: Алехандро Ходоровский
В ролях: Алехандро Ходоровский, Паула Ромо
Экстравагантная притча Ходоровского «Крот» считается в США самым первым официально зафиксированным культовым фильмом, поскольку начиная с января 1971 каждую полночь в течение года он демонстрировался в кинотеатре в Нью-Йорке. Первая часть картины воспринимается как язвительная пародия на многие популярные фильмы тех лет — от вестернов С. Леоне до «Беспечного ездока» Денниса Хоппера, а далее Ходоровский смешивает философско-религиозные изыскания, абсурдно-сюрреалистические образы и сексуально-натуралистические сцены, не особо заботясь по поводу связного сюжета и логики поступков персонажей. Но ведь и роющий землю крот-провокатор слепнет на свету. Крот - мистический спагетти вестерн, собранный из политических намеков, буддистской философии и ошеломительно кровавых сцен. Герой фильма - убийца и святой. Его аллегория и эмблема - животное, которое роет землю в поисках солнца. Временами подземные странствия выводят его к поверхности, но когда крот смотрит на солнце, он ослеплен. Пока Ходоровский снимал фильм, никакой границы между съемкой и реальностью не было. Каждый из команды пребывал в некоем трансе. Над теми, чьи жизни были поставлены на карту, стояла мертвая тишина, Это был настоящий религиозный трип. В фильме нет спецэффектов и кинематографических трюков. Вещи сняты такими, как есть. Когда сценарий потребовал от Эль Топо изнасиловать Мару, Ходоровский прогнал со съемочной площадки всех кроме оператора и действительно изнасиловал ее. А сценарий, на самом деле был не сценарием вовсе, а описанием ритуала, который начинается с похорон плюшевого мишки мужчиной и убоем шести ослов, а заканчивается горением человеческого скелета покрытого жареным мясом. Одним словом, “Крот” - это ничто иное, как конечный продукт специфического духовного приключения. Фильм снят последовательно - от сцены к сцене, Ходоровский стартовал и шел дальше и дальше, как Одиссей, как Александр Македонский, не останавливаясь. “ После давних премьер «Крот» десятилетия пребывает под продюсерским запретом на широкий показ, его показывают только в пиратских копиях на закрытых частных, клубных и фестивальных просмотрах. А.Ходоровский - великий аутсайдер и гениальный режиссер. Родился в Чили в семье артистов цирка польско-российского происхождения. Организовал свой театр пантомимы, потом уехал в Париж, где стажировался у знаменитого мима Марселя Марсо. Начал писать пьесы и ставить их в театре, основал сюрреалистический журнал «С. НОБ», а вместе с известными авторами-абсурдистами Ф. Аррабалем и Р. Топором создал театр в духе А. Арто под названием «Паника». Переехав в Мексику. Ходоровский стал снимать фильмы. Эпатаж и возмущение оскорбленной публики как раз являлись непременным условием реализации его замыслов.
22 ноября 18:30
"АНДАЛУЗСКИЙ ПЕС" (AN ANDALUSIAN DOG/EIN ANDALUSISCHER HUND) и
" АНГЕЛ-ИСТРЕБИТЕЛЬ" (El angel exterminador)- сеанс состоит из 2 фильм
"АНДАЛУЗСКИЙ ПЕС"
Год: 1928
Жанр: сюрреалистическая фантазия/ поток сознания
Страна: Франция
Длительность: 33 мин.
Режиссер: Луис Бунюэль
В ролях: Симонн Марьель, Пьер Батчеф
Существенным фактором в определении творческого лица будущего режиссера явилось для Бунюэля пребывание в Париже в середине 20-х годов, где он познакомился и солидаризировался с эстетической и общественной программой группы художников-сюрреалистов (А. Бретон, С. Дали, М. Эрнст, И. Танги), лозунгом которых был скандальный разрыв с буржуазными условностями в нравственности и искусстве. Прокламируемая сюрреалистами эстетика шока нашла яркое выражение в совместном дебюте Бунюэля и С. Дали в немом кинематографе — в ставшей с годами хрестоматийной ленте «Андалузский пес», построенной по методу автоматического письма. На премьере в Париже в 1928 году Бунюэль спрятал за экраном граммофон (у него был полный карман камней на тот случай, если придется отбиваться от возмущенных зрителей), на котором он проигрывал пластинки Вагнера и танго. Та же самая музыка была добавлена к фильму, когда он, наконец, был озвучен в 1960 году. Начинается фильм с того, что мужчина тщательно затачивает бритву, а потом спокойно разрезает глаз улыбающейся красавице при полной луне.. Рассказывать содержание этого фильма - все равно что рассказать, что нарисовано на картине того же, скажем, Сальвадора Дали. Эти ребята давали жизни! Фильм смотрится настолько современно, что кажется, что снят он был авангардистами нашего дня.
" АНГЕЛ-ИСТРЕБИТЕЛЬ"
Год: 1962
Жанр: Сатирическая сюрреалистическая притча
Страна: Мексика
Длительность: 95 мин.
Режиссер: Луис Бунюэль
В ролях: Сильвия Пиналь, Жаклин Андере, Аугусто Бенедико, Клаудио Брук, Антонио Браво
Премии: Приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля за 1962 год
После успеха своей предыдущей картины «Виридиана» великий испанский режиссер-изгнанник Луис Бунюэль вновь вернулся в Мексику. Снятый здесь фильм напомнил всем яростного, злого и саркастичного автора двух сюрреалистических шедевров конца 20-х годов — «Андалузский пес» и «Золотой век». Более поздние произведения мастера сюрреализма решены в изощренно-тонкой манере («Дневная красавица», «Скромное обаяние буржуазии», «Этот смутный объект желания»). В сравнении с ними лента «Ангел-истребитель» кажется несколько строгой, суховатой, даже чуть прямолинейной. Рассказ о группе буржуа и аристократов, которые после ужина в роскошном особняке необъяснимо для себя не могут переступить порог, покинуть этот дом, действительно является притчей в классическом смысле этого слова, то есть некой аллегорией, иносказательным примером с моральным выводом. Фильм четко выстроен, рационален, несмотря на иррациональность происходящего и типично бунюэлевские образы фантасмагоричной, абсурдной действительности. Его конкретные, реализованные метафоры и символы, вероятно, не стоит расшифровывать, трактовать слишком буквально. Несомненно то, что этот фильм, являющийся яркой сатирой на общество и церковь, вызывает в памяти предсказания из Апокалипсиса. А название картины лишний раз подтверждает, что самого Бунюэля можно было бы считать «ангелом-истребителем», возвещающим о вырождении, распаде «золотого века». Американский видеосправочник удачно охарактеризовал эту ленту: «Банкет бунюэлевского сюрреализма».
25 ноября 16:00
" ВКУС ВИШНИ " (А`m e guilass)
Год: 1997
Жанр: поэтическая драма
Страна: Иран, Франция
Длительность:100 мин.
Режиссер: Аббас Киаростами
В ролях: Хомайюн Эршади, Сафар Али Моради, Мир Хоссейн Ноори
Премии: Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля-1997
Фильм о самоубийстве. Постойте, не уходите. Начнем сначала: фильм о любви к жизни, в котором самоубийство - лишь повод для признания в любви. Мужчина с грустными глазами ведет лендровер. Он ищет кого-нибудь, кто бы помог ему свести счеты с жизнью. Кто он, откуда, что довело его до такого отчаяния, мы не знаем и не узнаем. В фильме нет ни прошлого, ни будущего. Есть только настоящее - мерное, завораживающее, приучающее нас не искать причин, а перебирать в пальцах мгновения, как спелую вишню. Я лягу вон в ту яму, а ты придешь утром и окликнешь меня. Если отзовусь, поможешь мне выбраться. Если нет - закопаешь. Никто не хочет прикасаться к смерти: мальчик-солдат, сторож-афганец, студент-семинарист, старик-крестьянин. Из встреч с ними и состоит фильм. На экране одни лица. И пейзаж: холмистый, закатный, лунный. Как и грузинское кино 60-х, иранское кино поэтично, но не за счет символов, а за счет любовного и хитроватого взгляда на молекулы жизни. Кажется, что смотришь документальный фильм. А оказывается - это стихотворение. Или персидская миниатюра - прообраз иранского художественного языка. Что хорошего сделали мне все эти люди? Что хорошего могу я им сделать? И, главное, зачем? Какой исход этому будет. Зачем так жить? А ведь живем. А почему не убиваем себя? Потому что в последний момент, если повезет, вспомним вкус вишни. А это и есть вкус жизни. Аббас Киаростами. Его тонкое кино строится на идеально выстроенной мизансцене и медленно показывает ситуацию, давая зрителям время, чтобы подумать. Это - кино, которое скорее резонирует, чем диктует, оно воздействует сильнее, чем непосредственная власть. Киаростами исследует отношения между правдой, (действительностью) и беллетристикой (фикцией), документальные кадры перемежаются игровыми. Его фильмы славятся своей поэзией и живописными изображениями. Длинный путь до современного иранского кино от древних устных Персидских рассказчиков и поэтов, от «Робаи» Омара Хайяма чувствуется в его творчестве. Трудно осознаваемое соседство современного Исламского фундаментализма с берегом культуры, наполненной такой поэзией и эхом Zoroastrianism (религии, когда-то доминировавшей в Персии), заметно в присутствии башен и могильных холмов в бесплодных и красивых пейзажах. Мистика, которая просачивается из этих древних источников, проникает во многие фильмы Киаростами. “Вкус вишни” типичен, в нём немного интерьеров, но много часто повторяющихся пейзажей, которые являются составляющими морального и психологического затруднительного положению главного героя. Автомобили - один из привычных образов Киаростами, например, они могут символизировать бесконечное движение.
29 ноября 18:30
" СТРАСТИ ЖАННЫ Д’АРК" (La Passion de Jeanne d'Arc)
Год: 1928
Жанр: историческая камерная драма
Страна: Франция
Длительность: 78 мин.
Режиссер: Карл Теодор Дрейер
В ролях: Рене Жанна Фальконетти, Эжен Сильван, Морис Шутц
Премии: входит в число лучших фильмов мирового кино
Интерес к внутренней жизни человека, раздираемого противоречиями и стоящего перед выбором, проявился в главной картине всей творческой жизни Дрейера — «Страсти Жанны ДАрк”. Один из последних немых киношедевров, «Страсти» совершенно не похожи на стандартный «исторический» фильм, здесь нет живописных декораций; максимум статичных крупных планов, минимум титров, полное отсутствие грима, настоящие пот и мозоли. Дрейер заставлял съемочную группу работать в сумасшедшем темпе; на исполнительницу роли Жанны, актрису Комеди Франсэз Мари Фальконетти, он надел тяжелые цепи, сильно натиравшие кожу; cтремясь к правдоподобию (сценарий « Страстей » основан на реальных протоколах руанского процесса), режиссер даже велел Мари обриться наголо. История постановки превратилась в легенду: Дрейер отверг сценарий, основанный на известной биографии своей героини и обратился к подлинным протоколам допросов; был воссоздан замок в Руане; cъемки шли в порядке хронологии и продолжались полтора года; от актеров требовалось внешнее сходство и готовность играть без грима. Оператор Р. Матэ использовал жесткорисующую оптику, которая на крупном плане передавала все неровности кожи, а также применял нижние ракурсы, для чего во дворе замка появилось множество ям. В результате фильм превратился в монументальный крупный план изуверского процесса и одновременно в немой монолог Жанны Д’Арк, чьи переживания и даже ход мысли воплощались на экране с помощью крупных планов, виртуозного монтажа и драматургии света и тени.