#8 Lexus » Пн 17.05.2004, 15:48
Фильм «Страсти Христовы», пожалуй, впервые заставляет человека, далекого от религии, задуматься о тех страшных минутах, которые должен был пережить объявленный Богом человек, о тех причинах, которые заставили современников поверить в божественную сущность Иисуса Христа. Его учение, во многом основанное на противоречиях, от «Если тебя ударили по левой щеке, подставь правую», до «Не мир я Вам принес, но меч», конечно же, являлось отдушиной для порабощенных людей, попыткой отрицания приоритета мирского царства над царством духовным. Однако без страданий, понесенных основателем учения за его истинность, имя Христа вряд ли сияло бы также ярко, как оно блистает для человечества до сих пор.
Двенадцать часов. Много это, или мало? Двенадцать часов здорового сна для ребенка пролетают, как одно мгновение. Двенадцать часов непрерывных мучений и пыток превращаются для истязаемого человека в вечный кошмар. Последние двенадцать часов жизни Иисуса Христа, описанные евангелистами, послужили прототипом этого фильма. В его титрах должна была появиться надпись: «Этот фильм основан на реальных событиях». В течение двенадцати часов жизни, сжавшихся для зрителя в два часа экранного времени, на наших глазах человека превращают в мясо.
История мирового кинематографа, несомненно, изобилует примерами создания гораздо более кровавых и жестоких фильмов, в которых несть числа бессмысленным массовым смертям. Однако, они не оставляют после себя таких и тяжелых и, одновременно с этим, таких очистительных и просветляющих ощущений, как фильм «Страсти Христовы». Гибсон, человек абсолютно религиозный, снял фильм совсем не о религии. Он создал картину о противостоянии человека и власти, о разделении тела и духа, о приоритете нравственного над физическим. За эти двенадцать часов Христос пережил страшнейшие испытания и, одновременно с этим, с точки зрения Гибсона, пережив сильнейший катарсис, преодолел самого себя. Этим он послужил примером всем живущим.
Сквозь страдания и смерть, через потери и преодоления звучит его тихий, но сильный и уверенный голос: «Царствие мое не отсюда. Ты не властен надо мной, наместник. Ты не можешь взять у меня ничего».
«Джеймсу Кэвизелу, сыгравшему главную роль в фильме, не пришлось придумывать, как изображать физические мучения - он их действительно испытывал. От многослойного грима его тело покрылось волдырями, и он не мог засыпать. Крест, который Кэвизел нес на Голгофу, не был бутафорским – он весил около 70 килограммов. Хотя съемки проходили зимой, актер был одет только в львиную шкуру. Часто ему становилось так холодно, что он не мог говорить - его замерзшее лицо приходилось отогревать, чтобы он хоть немного мог шевелить губами. Несколько раз врачи констатировали у него переохлаждение. К этому списку травм можно добавить легочную инфекцию, вывих плеча, многочисленные порезы и раны. «Но если бы я не прошел через всё это, страдание на экране никогда не было бы подлинным, - говорит Кейвизел, - поэтому я должен был через это пройти»».
Роль Марии Магдалены в «Страстях Христовых» исполнила Моника Белуччи, отлично знающая, как именно надо играть непереносимые страдания. После ее Алекс в «Необратимости» Гаспара Ноэ, роль Марии Магдалены, незримо сопровождающей Христа все его последние часы жизни, кажется совершенно естественным продолжением актерской карьеры.
Этот фильм не смог бы произвести такое впечатление, если бы не музыкальное сопровождение Джона Дебни, сочинившего музыку к фильмам «Брюс всемогущий», «Эльф», «Дети шпионов», «Дети шпионов – 2», «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Стрекоза». Музыка Дебни, словно пропитана кровью, сочащейся из ран Иисуса Христа. Она сильна и могуча, как силен дух истязаемого Бога. Этой музыкой фильм пронзает зрителя и добирается до его души. Той самой бессмертной человеческой души, ради спасения которой Он перенес нечеловеческие муки и Смертию Смерть попрал.