Порт Иркутск
Порт Иркутск » » Стандартизация и унификация в трубостроении

Стандартизация и унификация в трубостроении

Стандартизация и унификация конструкций, технологического оснащения, технологических процессов производства и форм документов управления производством являются важнейшим средством решения главных задач экономической стратегии партии в 10-й пятилетке — пятилетке эффективности и качества.

Проводимая в объединении работа по стандартизации типоразмеров турбин, стандартизации и унификации их элементов (деталей, сборочных единиц), унификации и типизации технологической оснастки и технологических процессов стала эффективным средством совершенствования конструкций турбин и технологических процессов их изготовления.

Теоретической и практической основой конструктивной унификации и стандартизации гидравлических турбин явилась созданная в свое время объединением в творческом содружестве с ведущими институтами гидромашиностроения система типоразмеров гидравлических турбин, установившая диаметры рабочих колес и области их применения по напору, известная под названием «Номенклатура крупных, средних и малых машин», позволившая уменьшить число типоразмеров гидротурбин для широкого диапазона условий эксплуатации в четыре-пять раз.

Дальнейшее развитие получил типо-размерный ряд гидравлических турбин в ОСТ 108.023.15—75 «Турбины гидравлические, вертикальные, поворотно-лопастные осевые и радиально-осевые. Типы и основные размеры».

Создание определенных типоразмерных рядов турбин позволило уменьшить число типоразмеров основных элементов гидравлических турбин и унифицировать такие элементы проточной части, как спиральные камеры, отсасывающие трубы, статоры, лопастная система рабочих колес и др.

Унификация основных элементов проточной части создала благоприятные условия для конструктивной унификации и стандартизации элементов турбины, непосредственно не зависящих от устройства проточной части (рабочие колеса, детали направляющего аппарата, сервомоторы, турбинные валы, уплотнительные устройства), а также элементов вспомогательного оборудования (маслонапорные установки, регуляторы скорости, турбинные затворы и детали общего машиностроения).

При относительном многообразии типоразмеров рабочих колес удалось в результате унификации и стандартизации уменьшить в два раза число типоразмеров регуляторов и сервомоторов направляющего аппарата, в три раза — число типоразмеров турбинных валов и направляющих подшипников, в четыре-пять раз — число типоразмеров деталей направляющего аппарата и т. п.

Унификацией и стандартизацией охвачено 75% основных деталей и сборочных единиц гидротурбин и около 85% вспомогательного оборудования. Суммарный годовой экономический эффект от внедрения комплекса стандартов на гидравлические турбины составляет более 1 млн. руб. в год.

Проводимая в отрасли и в объединении работа по созданию рационального типоразмерного ряда паровых турбин позволила уменьшить число типоразмеров этих турбин с 54 по ГОСТ 3618—69 «Турбины паровые стационарные для привода электрических генераторов. Типы и основные параметры» до 32 (ГОСТ 3618—76).

Основы унификации конструкций паровых турбин закладываются при техническом и рабочем проектировании. Работы по повышению уровня унификации и стандартизации элементов паровых турбин не прекращаются и при переходе к их серийному изготовлению главным образом за счет использования в их конструкции элементов вновь разработанных турбин с улучшенными технико-экономическими и эксплуатационными характеристиками.

В таблице приведены показатели унификации некоторых типов паровых турбин, определяемые до следующим формулам, где Нобд и Еод — общее число типоразмеров и число типоразмеров оригинальных деталей турбины; 2обс и Еос — общее число и число оригинальных сборочных единиц второй степени входимости (блок переднего подшипника, ц. в. д., ц. с. д., ц. н. д. и др.).

Как видно из таблицы, уровень унификации деталей и сборочных единиц паровых турбин, составляющих основу производственной программы объединения, достаточно высок.

Особое внимание при проектировании паровых турбин уделяется унификации и стандартизации элементов проточной части, и в частности лопаточного аппарата.

Так, у турбин К-300-240 и К-800-240 детали проточной часто унифицированы примерно на 90—95%. Полностью унифицированы также такие сложные элементы этих турбин, как блок переднего подшипника со сборочными единицами регулирования, роторы и выхлопные части ц. н. д. и другие элементы.

В объединении ведется постоянная работа по унификации и стандартизации рабочих и направляющих лопаток паровых 1урбин, а также их заготовок. Результатом этого явилась разработка 48 отраслевых нормативных документов (отраслевых стандартов, руководящих технических материалов и др.) по проектированию и обеспечению специализированного производства лопаток.

По материалам сайта metall-work.ru